Режиссер Валерий Фокин последовательно воплотил идею Арто о публике, которая попадает "в окружение" спектакля: он посадил зрителей за столики кафе и закрутил действие вокруг, между и над ними. Можно заказать кофе или что покрепче, закурить, послушать тапера, а затем в меру собственной фантазии среагировать на реплику актера. Получился этакий "театр в кафе", даже несмотря на то что режиссер боится всевозможных ассоциаций между премьерным спектаклем и жанром варьете и кафешантана.
Пьеса представляет собой выжимки из судьбы бунтаря Арто и его теории. В таком кратком изложении знаменитые парадоксы о жизни и театре часто превращаются в банальности, но зато перипетии судьбы Арто оказались на редкость удачными. Бунт против пошлого, комфортабельного театра слов. Неловкое обращение Арто к спонсорам о средствах на авангардный спектакль "Семья Ченчи". После шумного провала спектакля - интервью репортерам, похожим на патологоанатомов. Возвращение из Мексики, где Арто изучал эзотерическую национальную культуру. Лечение в психиатрической больнице во время второй мировой войны под страхом смерти - нацисты уничтожали нервнобольных и беспомощных. И пафосные речи на могиле Арто…
Феномен театрального реформатора Антонена Арто спектакль, конечно, не объяснил – получился эскиз на тему "типичного гения на грани безумства", неудобного для окружающих, очаровательного и отталкивающего одновременно. Таким же был и недавний спектакль Фокина "Еще Ван Гог" с Евгением Мироновым в главной роли…
Виктор Гвоздицкий играет мгновенные перепады от мягкой мудрости к высокому фальцету площадного Петрушки, дразнящего и оскорбляющего пошляков, от счастливых озарений до полной беспомощности. Двойника Арто играет Игорь Костолевский. Ради их изящного дуэта, точного, как пинг-понг, и стоит смотреть это стильный, культурный спектакль, который между тем менее всего похож на очистительную и смертельную эпидемию чумы.