В 1973 году на Бродвее, оказывается, уже существовал спектакль, написанный по мотивам "Двух капитанов" Каверина, и назывался он "Северный ветер" (North Wind) – очевидно лексическое сходство в названиях двух мюзиклов. Этот факт сам по себе еще не содержит ничего криминального, но, как утверждается в письме бродвейских агентов, создатели "Норд-Оста" заимствовали у американских коллег и некоторые музыкальные фрагменты, и элементы хореографии, и даже "рецепты приготовления" отдельных спецэффектов.
Нам трудно подтвердить или опровергнуть это наверняка – делу в скором времени будет дан судебный ход. Приставами уже наняты независимые эксперты, которые начнут сверять музыкальные конструкции московского и бродвейских мюзиклов. Постараемся, никого не обвиняя напрасно, изложить читателям журнала факты, получившие известность.
Премьера бродвейского мюзикла "Северный ветер" была назначена на 1 марта 1973 года, но по ряду технических причин ее пришлось перенести на месяц вперед. Автором мюзикла выступил композитор Риччи Эрнандес, троюродный брат самого Эндрю Ллойда Уэббера. Факт этой постановки не получил широкой огласки, потому что мюзикл выдержал всего два представления – да и те были на прессу и, как сказали бы в России, "для пап и мам" артистов. Причина неудачи состояла вовсе не в недостатках музыки или режиссуры, а в курьезном стечении обстоятельств. За день до премьеры о существовании мюзикла узнал сам Вениамин Каверин, которого каким-то странным образом даже не оповестили о предстоящей постановке его романа. Начался закрытый посольский скандал, в результате которого российские дипломаты потребовали закрытия "Северного ветра", испугавшись последствий и разбирательств, – до открытия железного занавеса оставалось еще долго… Кто знает, как бы сложилась судьба "Северного ветра", будь он поставлен на 12 лет позже, в годы "потепления" политического климата…
Недолгая жизнь мюзикла тем не менее не помешала прессе, обслуживающей бродвейские театральные предприятия, сказать немало добрых слов в адрес "Северного ветра". Театральный обозреватель "Нью-Йорк геральд трибьюн" сравнивал мюзикл с шедевром американской литературы "Моби Диком" по степени развития морской романтической тематики. А корреспондент "Филадельфия таймс" всерьез опасался, что мюзикл станет поводом к пробуждению коммунистических настроений в американском обществе: советский герой Сашка Григорьев однозначно отождествлялся с лидерами революционного западного студенчества конца 60-х, пытающимися приравнять свою жизнь к подвигу во имя Правды.
Масло в огонь подлил и либреттист мюзикла Тим Тиматок, выведя в финале "Северного ветра" Иосифа Сталина, к которому Сашка Григорьев приходит рассказать о найденном дневнике со шхуны "Св. Мария" и о военных преступлениях предателя Ромашова. В коду "Северного ветра" композитор Эрнандес незаметно "вшил" фрагменты Государственного гимна СССР.
Возникает разумный вопрос: почему бродвейские агенты так поздно обнаружили факт подлога в спектакле, с триумфом прошедшего уже более 130 раз. На этот вопрос можно найти два объяснения: во-первых, агентурная сеть еще не слишком развита в России, а во-вторых, бродвейская театральная система, как известно, претерпела жесточайший кризис после событий 11 сентября и только теперь оправляется от очевидных потерь.
Трудно сказать, к чему приведет этот скандал – к полному прекращению сценической практики "Норд-Оста" или к выплате внушительной штрафной суммы. В любом случае спектакль лучше посмотреть в ближайшие дни, если вы, конечно, еще не сделали этого.
по материалам зарубежной прессы