22 октября выходит спектакль «Территория любви» с Еленой Яковлевой в главной роли. О своем понимании полноты бытия, коварстве бесконфликтных отношений и о том главном, что остается после страсти, знаменитая актриса рассказала «ВД».
Многие актрисы из суеверия бояться играть смерть героини или несчастную любовь...
Вы знаете, если бы все отказывались играть такие роли, то актеры бы остались без работы. Счастливых сюжетов о любви – раз, два, и обчелся. Драматургия, по сути, подразумевает человеческое несчастье в основе своей. Если, конечно, за дело не берется Голливуд со своим неизбежным хэппи-эндом.
Что касается меня, я была бы только счастлива, если бы со мной случилась такая возвышенная история, как у Ромео и Джульетты, или у Дездемоны и Отелло.
Полагаете, уже нет таких характеров? Нет мавров?
Характеры, может, и есть, но жизнь изменилась. И мавры тоже. Дуэли отменили. И как теперь мужчины могут, скажем, отстоять свою честь? Можно, конечно, нанять наемного убийцу…. Но, как правило, в завязке таких сюжетов - денежные дела, а не высокие чувства. Я, например, не слышала, чтобы сегодня кто-то дрался из-за женщины.
А те истории отношений, которые на слуху, как правило, завязаны на пиаре. Например, всенародное обсуждение конфликта, который нарастает сегодня у одной известной персоны с ее «мавром». Когда семейные дела вдруг становятся предметом обсуждения всей страны, возникают неудобные вопросы. Или еще одна публичная история, когда муж-миллионер не дает своей бывшей супруге встречаться с детьми. Опять неудобные вопросы.
Цветаева как-то резко выразилась: «Если счастливая, значит, уже не любовь»…
В какой-то степени это верно. Вы знаете, я один раз встретила счастливую семейную пару, которые жили как два голубка. Сначала я им позавидовала. А через какое-то время робко их спросила: «Вы вообще ругаетесь когда-нибудь?» Отвечают: «Нет». И мне что-то так грустно стало. А как бороться с плохим настроением? Не лучше ли выпить 50 граммов и дать волю чувствам?
Людям из других, «тихих» профессий не опасно иметь дело с актерским темпераментом?
Ну почему же? Им очень нравится. Они только смотрят на тебя широко раскрытыми глазами.
Ваш новый спектакль «Территория любви» по пьесе Майкла Кристофера тоже ведь об этом?
Я должна сказать, что спектакль с пьесой практически ничего общего не имеет.
А драматург не против?
Не узнавала. Он далеко живет. А если и увидит спектакль, наверняка решит, что это не его пьеса. Она стала только поводом для эксперимента. Режиссер Владимир Панков предложил нам постановку в жанре саундрамы (спектакль с элементами мюзикла – прим. «ВД») Я раньше никогда не работала с микрофоном на сцене. Привыкла обходиться собственным голосом.
Там приходится много петь?
Нет, слава богу. Я ведь не музыкальная актриса.
Вам никто не поверит. Знаете, что вспоминаешь в первую очередь, когда называют ваше имя?
Знаю. Как я иду по набережной и пританцовываю под музыку (фильм «Интердевочка» - прим. «ВД»). Но это же не я, это режиссер Петр Тодоровский такой музыкальный. У него танцуют даже щетки на машине.
Чем вам приходится заниматься в спектакле?
Весь спектакль – это женские воспоминания о поисках любви. И главное не то, что было когда-то с этой женщиной, а то, что сегодня происходит в ее душе. Ведь по прошествии лет не важно, на «Мерседесе» приехал к тебе твой избранник или на трамвае. Важно, что было тогда и что осталось в твоей душе после.
А для вашего ощущения гармонии жизни важно, на трамвае вы ездите или на «Мерседесе»?
Когда я приехала в Москву и четыре года жила в общежитие, и у меня иногда не хватало денег на этот самый трамвай, такая вещь, как «Мерседес», казалась мне непостижимой. А теперь, когда я могу его купить, «Мерседеса» у меня нет. Он мне не нужен. Но голод и холод ничего хорошего художнику не дает.
Вам через 15 минут играть «Бумажный брак». Главная тема этого спектакля - милосердие.
Вы знаете, я всегда восхищалась людьми, которые способны на действенное сострадание ближнему. Они ходят в дома престарелых, чтобы поговорить и помочь. У них есть такая сердечная надобность. Так вот сострадание – это основа отношений между мужчиной и женщиной. Все остальные привходящие любви – страсть, секс, ревность – рано или поздно исчезают. А сострадание остается.
Зрители готовы сегодня к «серьезной» антрепризе?
Было другое. Недоумение. Зрители в провинции настолько развращены антрепризами, рассчитанными только на увеселение, что спрашивали нас: «Во сколько у вас сегодня концерт?» То есть они ждали очередного концерта! И это настроение сбивалось, когда они начинали смотреть спектакль. Антрепризу, кстати, справедливо обвиняют в халтурной игре. Но я видела как гастролируют в провинции столичные театры. Они халтурят не меньше антрепризы. Халтура – свойство не антрепризы, а конкретного актера. Ты либо можешь себе такое позволить, либо нет.