Балет “Легенда о любви” некогда сделал имя начинающему ленинградскому хореографу Юрию Григоровичу. Спектакль Кировского театра 1961 года заставил говорить о новой эре советской хореографии. Теперь, в 2002 году, Григорович, реваншем вернувший себе сцену Большого театра, восстанавливает восточный мистический балет о подвиге ради любви.
На жесткую хореографическую логику мастера ополчились балетные сталинисты и консерваторы. Григоровичу и его сторонникам пришлось долго сражаться, отмежевываясь от обвинений в формализме. Но оттепель 60-х позволила Григоровичу сначала удержаться на плаву в Ленинграде, а потом надежно закрепиться в Москве, где талантливый хореограф вскоре стал главным балетмейстером Большого театра. В 1965 году Григорович перенес “Легенду о любви” на сцену ГАБТа.
Литературная основа балета на музыку Арифа Меликова - пьеса-притча Назыма Хикмета - из тех коллизий, что не имеют однозначного решения, и главным становится столкновение “хочу” и “должен”. Турок Хикмет на основе восточных сказаний сочинил историю о двух сестрах-царицах. Ширин умирает, и волшебник предсказывает, что больная может излечиться только ценой красоты Мехмене-Бану. Старшая сестра жертвует ради спасения младшей самым дорогим, что у нее есть, превращаясь в уродливую женщину. Ее избранник, зодчий Ферхад, влюбляется в Ширин, которая отвечает старшей сестре неблагодарностью. Влюбленные, убежавшие от гнева обиженной Мехмене, пойманы, и Ферхад осужден: он должен пробить скалу, чтобы дать воду жителям пустыни. Неразделенная трагическая любовь сменяется подвигом ради народа.
Декорации Симона Вирсаладзе напоминают раскрытую книгу с древними письменами, начертанными арабской вязью. Пластика балета навеяна персидскими миниатюрами и восточными танцами - и то и другое Григорович тщательно изучал. Женские образы предельно контрастны: если Мехмене-Бану безответной страстью и ревностью напоминает раненую тигрицу, то беспечно-шаловливую Ширин сравнивают с газелью.
После ухода Григоровича из Большого театра балет остался без присмотра - и потихоньку “дичал”, теряя нюансы и неповторимость стиля. Потом спектакль вообще исчез из репертуара. “Легенда о любви” не шла в ГАБТе несколько лет. Возобновляя сегодня балет, Григорович не стал рисковать с новичками - и отдал главные партии тем, кто танцевал их ранее. В спектакле заняты Надежда Грачева, Мария Аллаш, Анна Антоничева и Марьяна Рыжкина. Роль Ферхада исполнят Николай Цискаридзе и Дмитрий Белоголовцев.
“Легенда о любви” - великая постановка, веха балетной истории, - говорит Николай Цискаридзе. - Балет просто обязан быть на афише. Когда спектакль решили убрать из репертуара, я активно возражал, и потом проталкивал идею возвращения “Легенды” всем сменяющимся директорам и руководителям балета в нашем театре.
Мой персонаж - фигура трагическая. Он ваятель, художник, но судьба заставляет его стать каменотесом. Я эту роль очень люблю, и начал готовить ее еще в 1995 году. Вскоре после моего прихода в ГАБТ из балетной школы Юрий Николаевич “примерил” на меня эту партию и велел разучить хореографию. Когда-то в Ленинграде он готовил партию Ферхада под фактуру Рудольфа Нуреева, но так сложились обстоятельства, что Нуреев “Легенду” не станцевал. Что-то Григорович мне показывал сам, многие нюансы дал Александр Богатырев - один из лучших Ферхадов прошлого поколения танцовщиков”.
В отличие от восстановленного недавно “Лебединого озера” в этом балете Григорович ничего не намерен менять. И правильно. “Легенда о любви”, по мнению многих, лучшая его постановка. Теперь, после двух “реставрационных работ” в ГАБТе, хореограф, надеемся, решится принять предложение Большого театра поставить оригинальный балет. Не исключено, что это будет “Золушка” или “Мастер и Маргарита”.