Фестиваль «Сезон Станиславского» покажет в Москве необычную классику. Някрошюс, Женовач, Фоменко, Захаров, Гинкас — вся тяжелая артиллерия столичного театра представит свои самые актуальные работы.
«Идиот» театра Мено Фортас реж. Э. Някрошюс
По традиции, программа делится на российские и зарубежные спектакли. Главным событием гостевой афиши станет премьера «Идиота» в постановке Эймунтаса Някрошюса. С Някрошюсом у Фонда Станиславского отношения особые – первый и пока единственный раз Някрошюс работал с русскими актерами, выпуская свой знаменитый 5-часовой «Вишневый сад» - именно по приглашению Фонда Станиславского. Теперь нас ждет совместная продукция Фонда и литовского театра «Мено Фортас». Тринадцать актеров Някрошюса перевоплощаются в персонажей Достоевского, которые в этом спектакле напоминают кучку детей, заигравшихся и заблудившихся в доисторической и безвыходной чаще. Видевшие утверждают, что в «Идиоте» символы режиссера не так запутаны, как обычно, но в целом эту шестичасовую сагу можно сравнить с панихидой по всему человечеству, утратившему веру в Бога и не щадящему праведников. Кстати, уже пронесся слух, что после «Идиота» великий и ужасный литовец собирается навсегда покинуть театр. Так это или нет, не знает никто, кроме него самого. Поэтому увидеть этот спектакль нужно обязательно.
Внимание! Начало спектакля в 18.00. 14, 15, 16 ноября. «Идиот» театра «Мено Фортас» на сцене Малого театра.
Вручив пару лет назад премию канадцу Роберу Лепажу, которого Москва с тех пор успела полюбить, как родного, Фонд продолжает опровергать мнение о том, что на американском континенте нет хорошего театра. Американец Ли Бруер (завзятые театралы могли видеть в 1998-м его «Эдипа в Колоне», распетого, как спиричуэлс) покажет «Кукольный дом» по пьесе Ибсена. Режиссер овеществил символ, данный драматургом в названии: Нора (роскошная Мод Митчелл) в его спектакле оказывается женой карлика и весь первый акт отчаянно пытается уместиться в кукольной кроватке и сесть за крошечный столик, но как тут не проломить головой потолок?! Во втором акте режиссер обещает грандиозные превращения, но какие именно – пока тайна.
6, 7, 8 ноября. «Кукольный дом» театра Mabou Mines в филиале Малого театра.
«Сезон Станиславского» продолжает начатое в прошлом году знакомство с театрами Ирана. Тем, кто все еще не верит, что в Иране есть театр, стоит отправиться на документальный спектакль Metabolic режиссера Аттилы Пессяни, рассказывающий о сегодняшней жизни этой страны. 10, 11 ноября. Metabolic театра Bazi Co на сцене ЦИМа.
Линию авангардной классики подхватит «Чайка» финна Кристиана Смедса. Пропускать этот спектакль не стоит, поскольку Смедс – одна из главных фигур в новом поколении европейской режиссуры. К Чехову он дышит столь же неровно, как и мы. А «Чайку» поставил в эстонском театре VonKharl, где его просили придумать спектакль для отца и сына – известного «советского прибалта» Лембита Ульфсака и его сына Юхана. «Хорошо», - сказал Смедс, предложив сыну роль Треплева, а отцу – Аркадину. В результате эта «Чайка» слегка напоминает «Отцов и детей», но, говорят, спектакль вышел блестящий.
12, 13 ноября. «Чайка» театра VonKharl на сцене Театра Луны.
Сюрреалистическая «Комната Изабеллы» бельгийца Яна Лауерса рекомендуется отъявленным театралам – тем, кто не успел на последний фестиваль в Авиньоне, где спектакль Лауерса наделал шума. Интересная подробность: критики так и не договорились, считать «Комнату Изабеллы» драмой или балетом. И потому спектакль уже успел отхватить несколько престижных премий в обеих номинациях – и как драма, и как балет.
2, 3 ноября. «Комната Изабеллы». Театр Needcompany на сцене «Мастерской Петра Фоменко».
«Домашняя» афиша откроется премьерой «Медеи», которую в МТЮЗе ставит Кама Гинкас, перемешав античную пьесу Сенеки, Жана Ануя и фрагменты хоров Еврипида в переводе Иосифа Бродского. Медею сыграет Екатерина Карпушина, а Ясона – Игорь Гордин.
29, 30 октября. «Медея» в МТЮЗе.
Эстафету у Москвы подхватит Питер: Юрий Бутусов, последние годы прочно обосновавшийся в Москве, на время вернулся в родной город и выпустил в Александринском театре спектакль «Человек=Человек» по пьесе Брехта «Что тот солдат, что этот». Получилось политическое кабаре, остроумное и злое, рассказывающее не столько о шовинистических настроениях Германии перед Второй мировой, сколько о «маленьких победоносных войнах», которые без конца вспыхивают в нашем отечестве.
17 ноября. «Человек=Человек» Александринского театра на сцене МХТ имени Чехова.
Легендарная Роза Хайруллина, полгода назад приглашенная Табаковым в труппу «Табакерки», сыграет в спектакле питерского режиссера Галины Бызгу. Спектакль называется «Я скучаю по тебе» и основан на монологах из пьес Александра Володина. Писал Володин, в основном, о героинях, а не о героях. Этим несчастным и возвышенным созданиям, судьбы которых исковерканы войной и советским строем, наверняка подойдет хрипловатый голос Хайруллиной – одной из немногих, кого сегодня можно назвать трагической актрисой.
18 ноября. «Я скучаю по тебе» в «Табакерке».
Среди московских спектаклей, включенных в афишу феста: «Река Потудань» Сергея Женовача, «Сказка Арденнского леса» Петра Фоменко, «Вишневый сад» Марка Захарова и «Про всех падающих» Алексея Левинского.
В качестве десерта ко всем этим театральным деликатесам предлагается церемония награждения, которая, по традиции, сопровождается концертом. Она пройдет в роскошных интерьерах отеля «Балчуг-Кемпински» 23 ноября. Имена лауреатов станут известны уже на этой неделе.
Все лучше сразу на пятом фестивале «Сезон Станиславского»
Някрошюс, Женовач, Фоменко, Захаров, Гинкас — вся тяжелая артиллерия театра покажет свои актуальные работы.