“Леа” сделана по мистической пьесе “Диббук”, написанной в эпоху "серебренного века" на основе хасидских преданий. Зрители сопереживают трагической любви под музыку Леонарда Бернстайна, и разглядывают декорации: цветные “витражи”, напоминающие и о древних синагогах, и о картинах Шагала. Но самое главное - фольклорно-модернистские танцы Алексея Ратманского. В эпизоде каббалы в “ворожбе” шести танцовщиков материализуются сложные каббалистические формулы, магический обряд “херем” - изгнание демона из человека. Ведь диббук - это неприкаянная душа без плоти, болтающаяся между живыми и мертвыми. И надо же такому случиться, что заклинания Ханана, в каббале искавшего средство для воссоединения с погибшей любимой, позволили его душе вселиться именно в нее, в Лею! И в буквальном смысле заставить ее плясать под его дудку! А демон этот вовсе не романтический, не лермонтовский.
Послушная, робкая Леа стала одной из лучших ролей Нины Ананиашвили. Идея раздвоения личности передана ею через сочетание “женственных” и нарочито “мужеподобных” движений. Балерина так сильно затронула потусторонние глубины души, что “Лебединое озеро” может показаться теперь милой наивностью.
После премьеры спектакль, к сожалению, длительное время не шел в Москве. Но уже в будущем сезоне Театр балета Алексея Фадеечева обещает показать москвичам “Лею” еще раз.