- Даниил, как Вы отреагировали на предложение сыграть в пьесе Камю?
– Как ни странно, без особого восторга. Не могу сказать, что я “болел” этим персонажем: мне ближе герои русской словесности. Моя осведомленность по поводу этого исторического лица не простиралась далее картины Тинто Брасса с Мэлколмом Макдауэллом. “Калигулу” на сцене я никогда не видел. Хотел было поехать в Петербург на замечательный спектакль с Константином Хабенским в главной роли, собирался долго, но потом передумал. Есть какой-то животный страх, вполне объяснимый для актера. Очень боюсь помешать себе.
– Вы жалеете Калигулу или осуждаете?
– Как я могу к нему относиться? Это страшный человек. Было бы странно, если бы он внушал мне симпатию. Ничего приятного в нем, право же, нет… Но вот Камю отчасти сострадает Калигуле, ставшему жертвой собственной идеи, согласно которой человеческая жизнь - ничто. Все уходит из-под рук, все бессмысленно. Калигула переживает знакомые каждому человеку чувства по-своему…
– Олег Меньшиков, в свое время игравший Калигулу в спектакле Петра Фоменко, сказал так: “Калигула сидит в каждом из нас”.
– Наверное. Человек – это какой-то замес всего безумного, хорошего и плохого. Однако в каждом из нас сидит не только Калигула, но и князь Мышкин…
- Важно ли было для Вас сохранить в спектакле глубину философской мысли Альбера Камю?
- Пьеса очень сложна и играть ее крайне трудно. Неясно, на что "положить", говоря актерским языком, эту философию. Просто выйти с томиком в руках и транслировать на зрителя труды Камю?… Наверное, для этого можно остаться дома и просто перечитать пьесу.
– Андрей Житинкин любит провокации. Что будет на этот раз?
– Не думаю, что спектакль кого-то сильно удивит: в наше время зритель стал таким искушенным, чего только ни увидел со сцены. Из искусства ушло ощущение запретного – ставь, что угодно и как угодно. Поэтому со своей стороны я буду пытаться не удивлять, а честно разбираться в Калигуле. Хочется понять, почему в этих жутких, кровавых поступках он видит свой "путь жизни". Почему он ненавидит самого себя?
Калигула сам принимает решения, отказываясь от божественной справедливости, которую считает несправедливой. Насколько разумен этот выбор? Не знаю… Можно вспомнить Макдауэлла в роли Калигулы: весь фильм – безумие на лице. Болезнь Калигулы – это логика, доведенная им самим до абсурда. Калигула, безусловно, маньяк своей идеи.
– Вам, похоже, интересны маниакальные персонажи. Некогда Вы уже играли Чикатило в спектакле Житинкина “Вышка Чикатило” по пьесе Михаила Волохова.
– Выйдет "Калигула", и я со своей "маниакальной" линией, надеюсь, покончу. Боюсь самоповторов.
– Вы говорили, что любите играть русскую классику.
– Мне это близко и понятно. Играю Платонова из пьесы Чехова “Безотцовщина” в театре ГИТИСа. Из этой незавершенной пьесы “вышел” весь Чехов-драматург. Дорога мне и роль Аблеухова-сына в спектакле “Петербург” по роману Андрея Белого в Театре им. Гоголя.
– Есть ли предложения от кинорежиссеров?
– Летом будет сниматься фильм Гарика Сукачева “Дом восходящего солнца”, в котором я утвержден на главную роль.