Русские оперы кажутся иностранцам такими сложными по музыкальному языку, что их за исключением трех-четырех произведений, нечасто ставят на ведущих мировых сценах. Парадокс в том, что “Хованщина” Мусоргского — опера, наиболее отличная от европейских образцов, - входит в число самых популярных в мире.
Триумф начался в 1908 году с парижской премьеры на сцене "Гранд-опера". Тогда Дягилев, готовивший почву для “Русских сезонов”, привез в Париж постановки неизвестных французам “Бориса Годунова” и “Хованщины” в роскошных декорациях Александра Головина. Главные роли в обоих спектаклях исполнил Федор Шаляпин. С тех пор Мусоргского стали называть русским Вагнером.
Решив написать произведение на историческую тему, композитор обратился к событиям XVII века. Основу сюжета составили перипетии заговора предводителя стрельцов князя Ивана Хованского, задумавшего свергнуть молодого царя Петра I, посадить на престол своего сына Андрея и вернуть Руси старую веру. С политической линией переплетена история любви раскольницы Марфы к изменившему ей Андрею Хованскому.
Как и в случае с “Борисом Годуновым”, совершенная историческая достоверность и психологизм (позволившие на протяжении всего советского периода считать Мусоргского реалистом) сочетаются в “Хованщине” с масштабным символизмом. Вышел эпос о судьбах рода человеческого, неминуемо гибнущего, когда люди отступают от христианских добродетелей, но спасающегося Божьим промыслом. Этой мысли, пронизывающей все многочисленные драматические ситуации оперы, подчинена и музыкальная логика. В основе самых “реалистичных” эпизодов лежат мотивы духовной музыки. Мусоргский даже цитирует темы православных служб.
Автор умер, не успев сделать оркестровку своей уникальной оперы. Его ближайший друг Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, сделал оркестровку и дописал по наброскам Мусоргского последний акт. И Стравинский, и Равель, и Шостакович позже делали свои варианты инструментовки партитуры. Премьера версии Римского-Корсакова состоялась в 1886 году на частной петербургской сцене. В этой редакции опера исполнялась большую часть ХХ века, пока не появилась обработка Шостаковича. Яркая и трагическая, во многих деталях более близкая музыкальному языку Мусоргского, она, однако, в корне расходится с главной идеей автора “Хованщины”. Шостакович сугубо музыкальными средствами подчеркнул леденящий ужас ХХ века, открывшего способы сделать с человеком и целыми народами все что угодно, не оставляя надежды на спасительное вмешательство Бога. В сцене смерти Хованского, заколотого в собственном доме, слышится жуткий свист, будто за душой заговорщика пожаловал сам сатана.
Из уважения к Шостаковичу Большой театр ставил “Хованщину” в его редакции середины 90-х. Но спектакль дирижера Мстислава Ростроповича и режиссера Бориса Покровского, перегруженный прямолинейными политическими аллюзиями, не удержался в репертуаре. Теперь Большой возвращается к "правоверной" редакции Римского-Корсакова, которая впервые (!) прозвучит без купюр, сделанных в советские годы.
На нынешнюю постановку приглашен петербургский режиссер Юрий Александров, который обещает соединить модные средства современной оперной режиссуры с традициями Большого театра. Александров, глава собственного театра "Санктъ-Петербургъ-опера", режиссер Мариинского театра (именно ставил здесь "Семена Котко") и лауреат многочисленных "Золотых Масок", пожалуй, выходит сегодня на первый ряд в иерархии оперных постановщиков. Приглашение петербургского фаворита в Москву, в Большой театр, конкурирующий с Мариинским, - дело взрывоопасное, рисковое, но и делающее честь нынешней дирекции ГАБТа. Риск состоит еще и в том, что Александров в последнее время проявлял себя как убежденный западник, которому концепция Шостаковича, думается, была бы ближе, чем "национальная идея" Мусоргского и Корсакова. Но эта конфликтность мировоззрений, возможно, как раз и нужна для того, чтобы взорвать традиционную сцену Большого, на глазах меняющуюся к лучшему.