В Европе уже давно поняли, что спасти патриархальный жанр можно, только привив вековому древу оперы дички "смежных" искусств. В Россию это понимание пришло совсем недавно: для Большого театра современную оперу пишет Владимир Сорокин, в Мариинском театре балет "Щелкунчик" дивным образом оформляет Михаил Шемякин, а прокофьевскую "Войну и мир" ставит Андрей Кончаловский.
Кинорежиссер Франко Дзефирелли, чья экранизация "Ромео и Джульетта" еще советским обществом была признана культовой, работает в опере с давних пор. Римская постановка "Тоски" 2000 года - третья на его счету и …дцатый оперный спектакль вообще. В 1964 году Дзефирелли вывел на сцену "Ковент-Гарден" Марию Каллас, а в 1985 году "Тоску" увидели в "Метрополитен-опере". Премьера римской оперы – особая: ее подгадали к 100-летию шедевра, написанного Пуччини специально для этого театра. Московские гастроли тоже "датские" - ровно сто лет назад "Тоска" была впервые исполнена в Петербурге.
Оркестр без ямы
Стоимость проекта объявлена "Альфа-банком" в 700 тысяч долларов. Эта сумма ярко свидетельствует о грандиозности замысла. Одновременно на сцене будут находиться около двухсот человек: Дзефирелли вывел на подмостки весь оркестр, который изящной подковой будет обрамлять место действия. К такому ходу прибегли, разумеется, ради Джакомо Пуччини: таким образом рассеивается эффект звучания из оркестровой ямы, приглушающий собственно инструментальную часть.
Из Италии в Москву потянется караван из 18 груженых фур: в многотонных грузовиках поедут уникальные декорации "Тоски", реалистически, по-голливудски отражающие архитектурные фрагменты Вечного города. Действие "Тоски" проходит подле трех римских шедевров: церкви Сан-Андреа делла Валле, дворца Фарнезе и монументальнейшего Замка Святого Ангела.
Юбилейная постановка "Тоски" – главной римской оперы – не могла обойтись без точного воссоздания столичной атмосферы. Ведь "Тоска" передает как величественную красоту римской архитектуры, так и драматичный дух итальянской истории, "отпечатанный" на стенах городских достопримечательностей.
Европейские иллюзии двухвековой давности
Невзирая на благостное наименование, Замок Святого Ангела, с которого в финале оперы падает в Тибр Флория Тоска, длительное время "исполнял обязанности" городской тюрьмы. Именно с противоборством тирании и осуждением извращенной идеи власти связан сюжет "Тоски". Творческие, возвышенные натуры – художник Каварадосси и его возлюбленная, певица Флория Тоска – противостоят жестокому, сластолюбивому, кровавому диктатору-реакционеру Скарпии. История с четырьмя трагическими смертями происходит в 1800 году, когда Наполеон Бонапарт только начинает завоевывать и вместе с этим очаровывать Европу. Вести о победе будущего императора встречают ликованием "хорошие" персонажи (даже окровавленный Каварадосси, прошедший испытание пыточной камерой, поет ему хвалебную оду), а вести о проигрыше радуют только "плохих". Завязка "Тоски" построена на спасении Анджелотти, опального консула Римской пронаполеоновской республики, сверженной контрреволюцией. Наполеоновские реформы выражают надежду на новый мир - романтический, чувственный, идеальный, если угодно. Пуччини фиксирует тонкую грань между иллюзорностью и реальностью настроений новой Европы, расстающейся с узким феодальным мышлением.
Престиж
Спектакль заново "собирается" специально для московских гастролей – именно поэтому пока не обнародованы имена певцов, которых услышит московский зритель. Кстати, организаторы гастролей надеются и на приезд маэстро Дзефирелли. Все лето в Кремле специалисты будут корректировать акустическую систему: площадка должна соответствовать уровню знаменитого коллектива. Кремлевская сцена, кстати говоря, выбрана для гастролей из тех же соображений: монументальная декорация не войдет в узкий портал Большого театра. (Кстати говоря, Мариинский театр обычно испытывает те же проблемы в Москве - сцена "Мариинки" на несколько сантиметров шире.)
"Альфа-банк", основной партнер по организации приезда Римской оперы, этим проектом заявляет об изменении своей концепции в гастрольной политике. Банк, известный меценатской щедростью, отныне переключается на высокий жанр, изысканный вкус и мировых знаменитостей. В ближайшем будущем москвичам обещаны балет La Scala и оркестр Grand-opera.
Гастроли Римского оперного театра пройдут в Государственном Кремлевском дворце 21, 22, 24 и 25 сентября при поддержке "Альфа-банка", SAV Entertainment, министерств культуры и иностранных дел. Дирижеры – Джанлуиджи Гельметти и Пьер Джорджо Моранди. Цена билета – от 600 до 12 тыс. рублей.
Информационная поддержка: журнал "Ваш досуг".