Опера Давида Тухманова о жизни Екатерины Великой в постановке Дмитрия Бертмана. Место для премьеры выбрано не случайно — спектакль получился по-царски пышным и зрелищным.
Стремление к имперскому шику время от времени захлестывает оперный мир. Нынешнюю премьеру можно считать кульминацией. Мысль о том, что неплохо бы сделать современную оперу о Екатерине, захватила людей из разных кругов. Идею «Царицы» сгенерировал народный любимец Лев Лещенко. Музыку написал автор многих его хитов композитор Давид Тухманов — тот самый, что прославился знаменитой песней «День Победы». Разбираться со сложной, запутанной и плохо поддающейся пересказу российской историей пришлось поэтам Юрию Ряшенцеву и Галине Полиди, и они-таки сделали внятное либретто.
Ну, а дальше за дело взялась команда профессионалов из московского театра «Геликон-опера». Художественный руководитель «Геликона», режиссер-постановщик Дмитрий Бертман увлекся рискованной затеей, и после многих лет работы в «карманном» формате сполна оценил предложенный ему масштаб. Во-первых, оперу по условиям проекта сначала показывали в старинном Александринском театре Санкт-Петербурга. Смотреть ее собрался весь политический и культурный бомонд северной столицы. А, во-вторых, теперь «Царицу» покажут в Кремле.
Красные хоромы и брусчатка от Кутафьей башни станут частью грандиозных декораций. Ими, кстати, занимаются давние соратники Бертмана — художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный. А они, как мы знаем, умеют работать с объемами — хоть скромной временной сцены «Геликона», хоть ангара Кремлевского дворца. Бюджет позволил им не стесняться в выборе средств. И теперь зрителей ожидает богатое зрелище, достойное легендарных екатерининских времен.
Чтобы закрыть вопрос о «нехудожественной» части, оговоримся, что «Царица» стала первым зрелищным проектом уральского промышленного гиганта («УРАЛСИБ»), и это исключительный для нашей оперы случай. Собственно, именно просветительский момент стал для финансирующей стороны решающим: олигархам показалось, что оперу совершенно напрасно считают уделом снобов. «Царица» докажет, что современная опера может соперничать в популярности с песенными парадами, мюзиклами, ледовыми побоищами и прочими любимыми публикой шоу.
К примеру, за музыку в «Царице» отвечают музыканты «Геликон-оперы»: солисты, хор и оркестр. Дирижером станет молодой маэстро Константин Чудовский, знающий кучу партитур наизусть и вытаскивающий из заезженных мелодий нечто новенькое. Мобильная и не тронутая коррозией оперных штампов труппа давно сработалась со своим режиссером Дмитрием Бертманом на поле исторической оперы: в репертуаре «Геликона» есть и «Царская невеста», и «Мазепа», и «Борис Годунов». Решения там бывают самые неожиданные. Геликоновцы, например, под музыку Чайковского рубили на сцене арбузы — как по приказу царя Петра рубили головы бунтующим сторонникам Мазепы. Так что нестандартных идей на «Царице» ожидается много. Между прочим, в отличие от петербуржцев москвичи увидят полную версию постановки: сцена Кремлевского дворца вмещает весь объем декораций. Не пропустите грандиозного зрелища по мотивам российской истории. И не пугайтесь жанра — опера, если она сделана изобретательно и красиво, — совсем нескучное зрелище.
«Царица», Кремль, 25, 26 ноября , 19.00
Имперские замашки: новая «Царица» в Кремле
Опера Тухманова о жизни Екатерины Великой в постановке Бертмана — спектакль получился по-царски пышным и зрелищным.