Немецкий драматург Франк Ведекинд заслужил славу певца свободы пола и естественных инстинктов. В каждой пьесе драматург старался шокировать публику портретом какого-нибудь порочного персонажа. Так появилась дилогия “Лулу” (драматические поэмы “Дух земли” (1894) и “Ящик Пандоры” (1904). Ее героиня - женщина-самка, повинующаяся только зову плоти. Девчонка из низов, превратившаяся в светскую даму, соблазняет всех, кто попадется на ее пути инстинктивно, просто из любви к процессу. При виде Лулу теряют голову самые закоренелые аскеты. Красота в дилогии фатально переплетается со смертью. Мужья Лулу умирают один за другим. Описав в “Духе земли” стремительный взлет героини, автор в “Ящике Пандоры” рассказывает о ее падении. Лулу опускается на самое дно жизни и, чтобы прокормить себя, идет на панель, где гибнет от руки Джека–потрошителя (в пьесе его называют Жак-маньяк). Дилогия несколько раз игралась в любительских театрах (драматург сам принимал участие в представлениях), но особого успеха никогда не имела. Поэтому Франк Ведекинд и предположить не мог, что кто-нибудь захочет не только всерьез поставить "Лулу", но еще и перенести скабрезный сюжет на оперную сцену.
Фантазии Лулу
Идея представить дилогию Франка Ведекинда "Лулу" на оперной сцене пришла в голову австрийскому композитору Альбану Бергу - ученику Арнольда Шёнберга и представителю “нововенской школы” (критики музыкального авангарда называют ее “черный экспрессионизм”). Мировую известность принесла Бергу опера “Войцек”. Композитор сочинял атональную музыку, отказавшись от привычных всем мажора и минора, и исповедовал методику додекафонии (его сочинения представляют собой сложные комбинации мелодий, состоящих ровно из 12 звуков разной высоты). Берг критически относился к своим сочинениям и писал очень медленно. Его вторая опера “Лулу” (работа над ней продолжалась с 1928 по 1935 год) так и осталась незавершенной. Вдова композитора Хелен, поначалу настаивавшая на окончании опуса, в своем завещании категорически запретила это делать. Оказалось, что “Лулу” тесно связана с подлинными фактами жизни ее создателя. У героини нашелся узнаваемый прототип - Альма Миллер – особа, чья жизнь так и пестрела пикантными подробностями.
Первое исполнение оперы в незавершенном виде состоялось еще в 1935 году в Цюрихе, но на российскую сцену она так и не попала. У нас до сих пор не существует ни традиции исполнения атональной музыки, ни профессиональных певцов, способных ее озвучить.
Театр “Геликон-опера” будет первой московской сценой, на которой появится опера “Лулу”. “И последней”, шутит художественный руководитель театра, режиссер Дмитрий Бертман. Он прославился необычными трактовками классики. А в последние годы одну за другой ставит в “Геликоне” оперы, никогда не исполнявшиеся в России. “Если бы к голове каждого человека присоединили прибор, считывающий мысли и переводящий их в музыку, она прозвучала бы именно так”, - говорит про "Лулу" режиссер. Художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева сделали абстрактные декорации из зеркальных плоскостей и эксцентричные костюмы. Каждый костюм - воплощение фантазий Лулу, представляющей любого человека в определенном образе. В “Геликоне”, где обычно оперы идут на языке оригинала, впервые перевели текст либретто на русский. Зрители должны непременно понять, о чем говорят герои драмы Берга.
Публика 30-х годов была шокирована, услышав с оперных подмостков слова “шлюха”, “дрянь” и “сопляк”. Современные зрители гораздо более лояльны. Их ожидает другое испытание – атональная музыка. Дирижер спектакля Владимир Понькин старается довести ее исполнение до совершенства. Певцы выучили одну из сложнейших в мире партитур. Одним словом, в “Геликоне" совершается настоящий культурный прорыв.
Премьера оперы "Лулу" Альбана Берга пройдет 26, 27, 28 июня, 2 и 3 июля в театре "Геликон-опера". Режиссер Дмитрий Бертман. Дирижер Владимир Понькин. Справки по т. 290-65-92, 290-09-71.