Подводя итоги

Закончился очередной московский театральный сезон 2001/2002 годов - первый "полный" сезон нового века и тысячелетия. Но не только этим он запомнится. Порадовали и традиционно сильные мэтры, и несколько театров, подтянувшихся и нарастивших в этом году мускульную силу, и мощный поток дебютантов в режиссуре и актерском деле.

Мы провели сразу два опроса по семи номинациям – среди зрителей и критиков. С сайта www.theatre.ru, любезно разделившего наши заботы, к нам пришли две сотни анкет от театралов, проголосовавших за своих актеров-кумиров. Главная интрига тут – различия в пристрастиях профессионалов и театральных любителей.

Лучшая актриса сезона (по мнению зрителей и критиков)

Галина Тюнина

Проводя параллельно опрос зрителей и критиков, мы никак не могли предположить, что мнения совпадут. Но они чудом сошлись в одной номинации – "Лучшая актриса сезона", позиции самой сложной, часто попросту пустующей по вполне объективным причинам. Галина Тюнина не показывалась зрителю в телесериалах и, если бы не две роли в фильмах Алексея Учителя, считалась бы исключительно театральной актрисой. И вот она победила!

Вслед за Тюниной критики отдают предпочтение Агриппине Стекловой (леди Дункан в сатириконовском "Макбетте"), Евгении Добровольской (несколько ролей во МХАТе и Театре п/р О. Табакова), Юлии Свежаковой ("Дама с собачкой", ТЮЗ), Ирине Гриневой ("Антигона", Театр им. Пушкина). И еще одно откровение зрительского опроса: в первой тройке актрис, рядом с Галиной Тюниной и Лией Ахеджаковой называют Дарью Мороз, студентку 4-го курса, изумительно дебютировавшую сразу в двух спектаклях чеховского МХАТа: "Ю" и "Вечность и один день". Именно поэтому Даша – на обложке номера.

Лучший актер сезона (по мнению критиков)

Константин Райкин

Критики безоговорочно голосуют за Константина Райкина, сыгравшего поистине выдающуюся роль в спектакле "Синьор Тодеро – хозяин". После этого всерьез и едва ли не хором заговорили о том, что Райкин стал в России актером № 1. Он занял нишу универсала, талантливого во всем. Строитель театра, он за какие-то три-четыре года поменял стиль собственного "Сатирикона" на противоположный: коммерческое предприятие на задворках Садового кольца превратил в подвижный, престижный театр с ясными художественными задачами, где ставят "неправильные" пьесы абсурдистских и модернистских драматургов. Аншлаги на "Макбетте" Ионеско, "Контрабасе" Зюскинда или "Слугах и снеге" Мёрдок – отличный признак того, что театру доверяют больше, чем именам на афише. Такой славы добился в России пока только Большой театр. Райкин ничего не боится: ни сложных ролей, ни театральной общественности, ни авангардных режиссеров, ни чужого успеха на своей сцене.

В спектакле Роберта Стуруа Райкин сыграл саму смерть - ужасного старика Тодеро, внезапно оживающего и отмирающего по частям, которому к финалу суждено будет умереть по-настоящему и на миг показать зрителю всю трагедию одиночества домашнего тирана. Пластическое совершенство Райкина здесь соединилось с его нерастраченной душевной энергией, породив парадоксальную и волнующую роль.

Помимо Райкина в первую тройку актеров по результатам опроса критиков вошли Андрей Смоляков ("Лицедей" и "А в Конго есть тигры?", Театр п/р О. Табакова) и Игорь Гордин ("Дама с собачкой", ТЮЗ).

Лучший актер сезона (по мнению зрителей)

Олег Меньшиков

Иначе и быть не могло. Актер, почти не замеченный критикой, оказывается первым в списке тех, кому доверяют зрители. С большим, причем, отрывом от остальных. Олег Меньшиков, впрочем, и не скрывает того, что делает свой театр для зрителя. В этом сезоне у него получилось очень даже недурно – камерный спектакль "Игроки" породил редкое явление в российском антрепризном театре: стройный актерский ансамбль. В нем актеру Меньшикову в роли Утешительного отведено не лидирующее и отчасти даже скромное место. Он возглавляет шайку артистичных шулеров, которые обводят вокруг пальца мошенника-одиночку. Меньшиков интересен здесь прежде всего как режиссер (кстати, этот факт отмечали и некоторые критики): вокруг него, как вокруг нулевого меридиана, крутится не только сюжет гоголевской комедии, но и сам спектакль. А это уже значит, что он умеет "закручивать"…

Разумеется, не стоит думать, что все проголосовавшие видели Меньшикова в "Игроках" – спектакль недоступен для широких масс из-за малого числа зрительских мест и цены билета. Важно другое: Меньшиков держит себя в такой форме, что ему невозможно не доверять. Обаятельный и скромный, вечно молодой и горячий, трудолюбивый и инициативный без жалоб на одолевающие его заботы, русский "мальчик" с настоящим европейским лоском. Он создан, чтобы быть первым, и всякий раз подтверждает свое лидерство игрой, умом и умением не лезть в сомнительные кино- и театральные авантюры.

Кроме Меньшикова зрители чаще всего называли Виктора Гвоздицкого ("Вечность и еще один день", МХАТ им. Чехова, "Арто и его двойник", Центр им. Мейерхольда) и Сергея Маковецкого ("Ревизор", Театр им. Вахтангова).

Лучший спектакль сезона (по мнению критиков)

"Дредноуты"

Этот моноспектакль Евгения Гришковца получил максимальный балл в результате тех опросов, которые наш журнал проводил каждый месяц, на промежуточных этапах обозначая лидеров театральной гонки. Гришковец, любимец критики, быстро ставший любимцем и публики от Красноярска до Лондона, представил премьеру "Дредноутов" на фестивале "NET – Новый европейский театр". От работы, которая готовилась два года, ждали многого: Гришковец менял самого себя, прекращая, по его словам, "быть забавным" и обретая мудрость и драматизм. Ждали революции… А получили эволюцию. Гришковец остался собой, поменяв сентиментальность на мужественность, а интонации рассказа на жанр небольшого романа.

Драматург рассказал историю Ютландской битвы, случившейся в 1916 году в Балтийской акватории. Англичане тогда ввели в обращение страшное оружие: военные неприступные корабли-дредноуты. Зритель погружался в сознание моряка, который сладко курит в портовом кабаке, пьет портвейн и тискает шлюху, твердо зная, что на следующий день его могилой станет морская пучина. Моряки не сдаются и не плачут, выставляют гарпунную пушечку против бронированных линкоров и уходят на дно вместе с родным судном.

Лучшие спектакли располагаются далее по списку так: "Дама с собачкой" (ТЮЗ), "Безумная из Шайо" (Мастерская П. Фоменко), "Академия смеха" (Театр им Пушкина), "Пролетный гусь" (МХАТ им. Чехова).

Лучший режиссер и сценограф сезона (по мнению критиков)

Кама Гинкас и Сергей Бархин

Режиссер Кама Гинкас и художник Сергей Бархин, авторы спектакля "Дама с собачкой" в Театре юного зрителя, сотрудничают друг с другом плотно и качественно - так, что вряд ли различишь, где художник смастерил, а что режиссер задумал. Каме Гинкасу удается редкая вещь: сочетать российскую славу с европейской известностью. Гинкас – главная позиция московского театрального экспорта. "Дама с собачкой" - часть чеховской трилогии. В ней Гинкас взялся за труд представить зрителю Чехова-парадоксалиста: мистически мрачного в "Черном монахе", светлого и нежного в "Даме". В третью очередь, поговаривают, пойдет "Скрипка Ротшильда" – рассказ, где обычно усматривают антисемитские мотивы. Во что это выльется у Гинкаса, предсказать невозможно.

Зрители сидят на балконе. Специально устроенная сценка зависает над пустующим зрительным залом. Ее край – ялтинский берег, и в черноте открывшейся бездны – море. На самом заднем плане Бархин развешивает макеты лодочек, тихо покачивающихся на рейде. Спокойная природа, таящая бурю, и рядом с ней - любовная горячка Гурова и Анны Сергеевны Дидериц. Немолодым людям так хотелось курортного романа, но они натолкнулись на куда большее бедствие: невиданную, незнакомую страсть. Испытание любовью в отличие от отпуска длится вечность, постепенно примиряя любовников с обстоятельствами. Уставшие чеховские герои учатся наслаждаться простым течением жизни и глубиной своих небанальных чувств.

У Гинкаса в конкурентах Петр Фоменко и дебютант сезона Миндаугас Карбаускис ("Лицедей" в Театре п/р О. Табакова и "Старосветские помещики" во МХАТе им. Чехова).

Лучший драматург сезона (по мнению критиков)

Михаил Угаров

Его сегодня называют самым интеллектуальным театральным автором, и в номинации "Лучший драматург" он обогнал даже Евгения Гришковца, долгое время бывшего фаворитом театральной публики. Устав ждать предложений от театров и режиссеров, Угаров взял да и поставил свою пьесу "Смерть Ильи Ильича" сам. И выиграл. Потому что тут же был назван одним из самых ярких режиссеров-дебютантов и самым заметным драматургом. Спектакль "Облом off" в Центре драматургии и режиссуры –гончаровский сюжет об Обломове, пересказанный Угаровым "своими словами". Все меньше обломовых на Земле, все больше целеустремленных и упертых штольцев. Пока Штольц призывает Обломова к полезному труду, доктор ставит устрашающий диагноз, а Ольга Сергеевна воспитывает его эстетически, наш прекрасный дилетант прячется от мира под столом, утопает в китайском халате, строит детский "домик" над головой и никого не слушает.

Театр сезона (по мнению критиков)

МХАТ им. Чехова

На второй год правления глава Художественного театра Олег Табаков добился, казалось бы, невероятного - возрождения МХАТа, театра, который был и должен быть первым театром страны. Стартовый сезон, неудачный по премьерам, был периодом становления администрации и хозяйства, второй сезон Табаков посвятил труппе и новому репертуару. В театр приняты: Борис Плотников, Андрей Ильин, ведущий "додинский" актер Петр Семак из Петербурга. В декабре во МХАТ переезжает Константин Хабенский. Михаил Пореченков пока следит за судьбой друга и думает о том же. С легкостью используя "служебное положение", Табаков перемешивает две труппы подвластных ему театров, заставляя актеров "Табакерки" работать на славу МХАТа и наоборот. Он выдвигает на первый план блестящих дебютантов: Егора Бероева, Дарью Мороз, Валерия Трошина, Эдуарда Чекмазова. Облик театра меняется с бешеной скоростью, обратив всех недоброжелателей в умеренных поклонников, а страстных "мхатолюбов" – в истовых фанатов. МХАТ теперь модное слово!

Сезон в цифрах и фактах

122 московских драматических театра выпустили 252 премьеры. Первая из них – "Портрет Дориана Грея" (Театр на М. Бронной, 1 сентября), последняя – "Борис Годунов" (Театр наций, 25 июня).

92 труппы из 24 стран мира и 31 города России побывали с гастролями в столице.

10 фестивалей разнообразили театральную жизнь Москвы, и самый крупный из них – фестиваль "Золотая Маска" – предложил москвичам 57 представлений за 21 день работы.

29% репертуара столичных театров составили пьесы современных драматургов. 38% премьер поставлены по пьесам классического репертуара. Остальное – инсценировки.

14 режиссеров, осуществивших постановки в этом сезоне, приглашены в Москву из других городов и стран.

Дубли. Московская сцена пополнилась двумя "Антигонами" Жана Ануя (Театр им. Пушкина и МХАТ им. Чехова), двумя постановками "Старшего сына" Вампилова (Театр на Покровке и театр "Около дома Станиславского"), двумя чеховскими "Вишневыми садами" (театры "У Никитских ворот" и "Сопричастность").

Новые театральные площадки. В этом сезоне открылись новые сцены Центра им. Мейерхольда и Театра наций. На театральной карте Москвы появились Новая сцена МХАТа им. Чехова и Театральный особняк на Библиотечной улице.

Театральные потери. В январе 2002 года объявил о самороспуске театр "Летучая мышь", утративший перспективы развития после смерти его основателя Григория Гурвича.

Самые-самые

Самый плодовитый театр. Рекорды в этой области ставили театры, нуждавшиеся в новой репертуарной политике и обновлении афиши. Лидирует МХАТ им. Чехова, поставивший на своих трех площадках 12 премьер, десять из них можно определенно считать удачами. За ним следуют Театр им. Пушкина (6 премьер), который в начале сезона возглавил режиссер Роман Козак. Шесть премьер выпустила и "Табакерка", что свидетельствует о том, что Олег Табаков отнюдь не запустил свой теперь уже второй театр. Российский молодежный театр п/р Алексея Бородина выпустил пять новых спектаклей, приятно удивив публику столь резким, поистине революционным скачком.

Самый плодовитый режиссерАндрей Житинкин: один антрепризный спектакль и четыре премьеры в Театре на М. Бронной, где он с прошлого лета служит руководителем.

Самая популярная героиня спектаклей - Марлен Дитрих, которой в этом году исполнилось 100 лет. К судьбе великой немецкой актрисы обратились три театра: Театр эстрады ("Прощай, Марлен, здравствуй!"), Театр им. Гоголя ("Марлени"), Театр наций ("Моя мать – Марлен Дитрих").

Самое короткое название спектакля"Ю" (МХАТе им. Чехова), поставленный по одноименной пьесе Ольги Мухиной.

Самый популярный авторАнтон Чехов (поставлены 8 произведений). За ним следуют Николай Гоголь и Александр Вампилов (по 7 постановок). Евгений Гришковец делит пятую позицию в списке с Александром Сергеевичем Пушкиным – по четыре постановки в год. Кроме прочего, пьеса Гришковца "Город" поставлена сразу в двух театрах: Театре п/р О. Табакова и "Школе современной пьесы".

В опросе театральных критиков приняли участие Алексей Бартошевич, Ольга Галахова, Дина Годер, Марина Давыдова, Роман Должанский, Ольга Егошина, Григорий Заславский, Елена Ковальская, Алиса Никольская, Ольга Романцова, Павел Руднев, Глеб Ситковский, Марина Тимашева, Джон Фридман.

Благодарим за содействие сайт www.theatre.ru и лично Игоря Овчинникова.