На сцене Театра имени Моссовета выходит «Дядя Ваня» в постановке Андрея Кончаловского.  Спектакль  необычен  уже хотя бы тем, что стареющего главного героя играет Павел Деревянко. Накануне премьеры «Ваш досуг» побеседовал с режиссером.

Андрей Кончаловский

Андрей Сергеевич, вам не кажется, что в этом сезоне Чехова уже слишком много?
Нет. Попробовали бы вы спросить у Валерия Гергиева, почему, скажем, он снова дирижирует 11-й симфонией Шостаковича — он бы посмотрел на вас, как на сумасшедшую! У нас ведь не спорт, а искусство.

В 1972-м вы сняли по «дяде Ване» фильм с великим Смоктуновским в роли дяди Вани. Сегодня трактовка изменилась?
Ну, конечно, прошло 40 лет! Это Чехов все тот же, а я-то другой. В этом смысле великие книги не меняются — это мы можем сломать о них зубы, а они остаются прежними.


Павел Деревянко, Александр Филиппенко

Почему сегодня дядя Ваня так помолодел?

Неважно, сколько ему лет. Важно то, что у него происходит слом мировоззрения — он совершает очень неприятные для себя открытия. Но тогда, 40 лет назад, я ставил это как драму, а сейчас выходит трагикомедия.

Кстати, интересно, почему сегодня все ставят пьесы Чехова как трагикомедии?
Не знаю, может быть, потому, что все прочитали «Жизнь Антона Чехова» Дональда Рейфилда — в этой книге он, факт за фактом, открывает нам нового Чехова. Без фальшивых советских прикрас.

Почему красавица Юлия Высоцкая играет у Вас некрасивую Соню?
Это мое желание. Юля, кстати, не сразу его поняла. Но, мне кажется, эта роль не менее интересна, чем Елена Андреевна, которую у нас играет Наталья Вдовина.
 

Юлия Высоцкая, Наталья Вдовина

Как по-вашему, Елена Андреевна, отбившая у Сони доктора Астрова, — хорошая или плохая?

Смешной вопрос! И хорошая, и плохая одновременно — как все люди. Как все персонажи Чехова.

А как вы относитесь к критике?

Плохо. Когда я в отчаянии, всегда вспоминаю слова Чехова о том, что на каждого умного приходится тысяча глупых. А вообще, главный критик пьесы — это режиссер. Его интерпретация — это и есть критика. Но вообще отрицательные отзывы я ценю, но только тогда, когда то, что я сделал, пытаются понять, а не вешают ярлыки: «актуально», «концептуально» и прочие глупости.