К уже идущим спектаклям в этом году прибавится еще несколько, а две премьеры из их числа должны состояться совсем скоро: "Чикаго" – в октябре на сцене Театра эстрады, "Иствикские ведьмы" – в ноябре на сцене Театра киноактера.
Мюзикл выгоден не только продюсерам, но и, как выясняется, московским властям. Столичные чиновники выполняют планы по "культурному обслуживанию" (народ валом валит), что позволяет найти деньги на реконструкцию находящихся в бедственном положении театральных зданий. Именно поэтому постановка мюзикла всегда сочетается с реконструкцией. Приведен в порядок Центр на Дубровке (ДК завода "Подшипник"), где играют "Норд-Ост", готовятся воссоздать заново "Московскую оперетту", приводят в порядок Театр эстрады и Театр киноактера. Поднялся с кровати, убери свою планету!
"Чикаго", или тюремный джаз
Обкатанный, проверенный временем и славой джаз-мюзикл по всему миру продается вместе с хореографией легендарного постановщика фильмов "Кабаре" и "Весь этот джаз" Боба Фосса. Кстати, уроженца Чикаго. Спектакль идет на площадках мира с 1975 года (898 показов на Бродвее!), и интерес к нему не угасает. Каждый год "Чикаго" ставят или возобновляют в 3-4 странах мира.
Место действия: гангстерский Чикаго 20-х годов, женская тюрьма строгого режима. Двух убийц Рокси Харт и Вельму Келли оправдывают, и вскоре они становятся звездами шоу-бизнеса – так осуществляется американская мечта, способная кого угодно поднять на невообразимую высоту. Страсть к элементарному успеху в шоу-бизнесе – вот что роднит Чикаго 20-х с Москвой-2002.
Впрочем, к этой истории относятся иронично сами американцев. "Чикаго" утверждает: славы добиться легко! Так же легко, как быть оправданным за убийство, и так же легко, как убить неверного мужа. Америка смеется над собой и тут же собой умиляется.
В основе истории двух убийц-шоуменш лежит документальная история, и это добавляет "Чикаго" здорового цинизма. Сначала тюремная смотрительница Мамаша добивается, чтобы Вельма Келли стала "лицом с обложки" как "Лучшая убийца месяца". В дальнейшем на истинный путь к успеху девушек наставляет продажный и предприимчивый адвокат Билли Флинн, выдающий циничные афоризмы, вроде этого: "Мир - это шоу-бизнес. Если бы Иисус Христос жил в Чикаго и имел 5 тысяч долларов вместо 5 тысяч хлебов, его житие было бы иным".
"Чикаго", возможно, никогда не имел бы такого успеха, увенчанного шестью призами "Тони", если бы не хореография Боба Фосса. После смерти балетмейстера во всех странах, где ставили мюзикл, кордебалетный рисунок восстанавливали с особой тщательностью. Ведь главная перчинка "Чикаго" - это узнаваемый, безумно эротичный стиль Фосса: облегающие черные топы, котелки, тугие пучки волос, черное белье и чулки в сеточку.
Московской версией мюзикла занимается Филипп Киркоров и все подвластные ему музыкальные корпорации. Ради этого экстравагантный певец даже приостановил привычную деятельность. Детали пока не известны, кроме курьезных сообщений информационных агентств: независимо от результатов кастинга на сцену точно выйдут трое - Алла Пугачева, Кристина Орбакайте и сам Киркоров. В Кристине Киркоров видит русскую Велму Келли (кстати, самой известной исполнительницей этой роли была Юта Лампер). "Чикаго" обещают показывать в Театре эстрады весь сезон начиная с октября, а дальше прокатить по всей России.
Одно смущающее обстоятельство. 25 декабря 2002 года в мировой прокат выходит фильм "Чикаго", в котором девушек сыграют Кэтрин Зета-Джонс и Рени Зеллвегер, а Билла Флинна - Ричард Гир. Есть серьезное опасение, что спектакль Филиппу уступили по дешевке, так как в Европе или Америке только сумасшедший возьмется за раскрутку мюзикла в канун раскрутки аналогичного фильма. Впрочем, реакции российской аудитории предсказать невозможно…
"Иствикские ведьмы", или ироничный триллер
Все страницы официального сайта мюзикла закрыты, и под логотипом (улыбающийся женский рот с дымящейся сигарой) значится следующая информация: "Лондонский спектакль снят с репертуара 27 октября 2001 года, выдержав 504 представления. "Иствикские ведьмы" вылетают за границу! Смотрите мюзикл в Америке, Австралии, России, Японии и Скандинавии…"
Исполняешься чувства патриотической радости: Россия на равных в получении свежего мюзикла из первых рук. Да еще из каких! "Иствикские ведьмы" курирует сам Кэмерон Макинтош, владелец семи лондонских театров, выдвинувший в свет такие бестселлеры, как "Кошки", "Призрак Оперы", "Отверженные", "Мисс Сайгон", "Моя прекрасная леди" и "Оклахома". Мало того, это тот самый Макинтош, по технологиям которого ныне живет и процветает "Норд-Ост"!
Наслышавшись о недостатках бродвейской системы проката, когда мюзикл в другую страну продается вместе с мизансценами, костюмами и декорациями, продюсеры московской версии решились на создание оригинальной версии, где будет сохранена только музыка. В успехе мероприятия сомневаться не приходится, за дело берутся профессионалы, которые уже доказали свою состоятельность на примере "Метро": два Януша - Стоклоса и Юзефович, польские дирижер и режиссер соответственно.
Сюжет "Ведьм" известен не столько по роману Апдайка, сколько по его киноверсии с Джеком Николсоном, Сьюзан Сэрэндон, Шер и Мишель Пфайффер. Три жительницы заштатного американского городка изнывают от безделия и мечтают совокупиться с дьяволом. И он приходит – опытный и саркастичный апостол секса и удовольствия. Мюзикл "Иствикские ведьмы" имеют лозунг-подзаголовок: "Потанцуй с дьяволом". В нем сосредоточена вся легкая ирония, которая густо обволакивает забавный сюжет из мира скучного американского захолустья.
Между прочим, в новой испанской версии мюзикла за дьявола споет Антонио Бандерас. В России ищут такого же плакатного мачо. Кастингом занимается сам Кэмерон Макинтош.