Как когда-то Всеволод Мейерхольд, чей портрет и сегодня можно увидеть в фойе «Таганки», Юрий Петрович Любимов ставит не «спектакль по Гоголю», а «всего Гоголя». Грандиозную фантасмагорию на музыку Владимира Мартынова и Альфреда Шнитке, в которой мать Гоголя (Любовь Селютина) может в одно мгновение превратиться в комичную тетушку Ивана Федоровича Шпоньки, а самого писателя играют сразу три артиста. В иных сценах Гоголь вдруг оборачивается Кафкой или Гофманом — в спектакль вплетается повесть Анны Зегерс «Встреча в пути», по сюжету которой Гоголь, Гофман и Кафка беседуют в европейском кафе.
Верный принципу коллажа, Юрий Любимов позаимствовал название будущего спектакля из сборника, составленного самим Гоголем: искусствоведческие эссе, повести, главы из исторического романа. «Арабески» Любимова собраны по-другому: отрывки из «Старосветских помещиков», из «Выбранных мест», переписка с друзьями и матерью, воспоминания современников. «Маску надеть легко, а ты попробуй превратиться в маску...» — советует кому-то из своих артистов Юрий Петрович на репетиции.
Репетиции эти походят на сеанс колдовства: вооружившись музыкальными инструментами, артисты (они же музыканты) превращаются то в разных гоголевских персонажей, то в самого автора; философские беседы Гоголя и Гофмана в любой миг могут обернуться комичной сценкой из «Старосветских помещиков». Сам режиссер говорит, что в этом спектакле соединяются вместе три театра: античный, марионеточный и бытовой.
И что «Арабески» вовсе не похожи на его же «Ревизскую сказку» — спектакль по Гоголю, который Юрий Петрович ставил в