Сергею Арцибашеву всегда удавалось быть актером и режиссером одновременно. Уже в своей первой режиссерской работе в Москве – спектакле Театра на Таганке “Надежды маленький оркестрик” - он играл все мужские роли. Созданный Арцибашевым в 1991 году Театр на Покровке называли актерским. Камерное пространство, где исполнители играли, глядя в глаза зрителям, требовало искренности чувств и интонаций. Арцибашев был лучшим актером своей труппы.
После долгой борьбы актерского и режиссерского начал победила второе. В прошлом году Сергей Арцибашев стал художественным руководителем Театра им. Маяковского. На протяжении нескольких лет он ставил на его сцене спектакли, сотрудничал с его актерами. Андрей Александрович Гончаров, возглавлявший “Маяковку” вплоть до своей смерти, восхищался режиссерским дарованием Арцибашева и после его первой постановки подарил ему книгу с дарственной надписью: “Хорошо, что не своего ученика я могу назвать родственным по крови”.
- Предложение возглавить Театр им. Маяковского было для вас неожиданностью?
- Не слишком большой. После смерти главы театра Андрея Гончарова журналисты стали активно обсуждать вопрос, кто сможет возглавить театр. Моя фамилия называлась в числе претендентов. Неожиданность состояла в том, что выбор из всего списка пал именно на меня.
- Как встретили вас актеры?
- Настороженно. Но я их прекрасно понимаю. В театр пришел новый человек, и неизвестно, как он будет себя вести, каков будет новый порядок.
- И вы решили не вести себя радикально?
- Я выбрал путь эволюции. Он позволит понять, на что способны актеры, и максимально использовать возможности театра. Если что-то будет сильно мешать или появится острая нехватка чего-то, придется предпринимать дополнительный шаги. Но пока я рассчитываю исключительно на творческий потенциал театра.
- Почему вашим первым спектаклем в "Маяковке" стала “Женитьба”?
- В последние годы в театре, к сожалению, возобладали центробежные силы. Артисты охотнее работали на стороне - в антрепризе, на съемках, в рекламе. Мне захотелось собрать всех вместе в классической пьесе с кучей действующих лиц, чтобы заработали центростремительные силы. Я решил вернуть в театр Игоря Костолевского и Михаила Филиппова, которых сам когда-то отсюда увел. К тому же в "Маяковке" уже давно не игралась традиционная русская драма.
- Собираетесь ли вы приглашать других режиссеров?
- В театре есть основная сцена, сцена филиала на Сретенке (там уже пять лет не было премьер), и мне хочется, чтобы снова начали играть спектакли в малом зале. Меня жутко раздражают пустующие сцены и репетиционные комнаты. Надеюсь, что с начала сезона в каждом уголке закипит творческая жизнь. Этот сезон будет юбилейным. Хочется отметить его и количеством премьер, и их качеством. Хочется максимально занять всю труппу, дать возможность актерам, которые годами выходили только в эпизодах, реализовать себя. Сейчас мы запускаем параллельно пять-шесть работ. Андрей Максимов уже репетирует на сцене филиала свою пьесу “Рамки приличий”. Идут переговоры с другими режиссерами. Среди них есть и ученики Андрея Гончарова. Леонид Хейфец скоро выпустит пьесу англичанина Алана Эйкборна “Синтезатор любви”.
- Как будет строиться репертуар в этом сезоне?
- На основной сцене пойдут постановки русской классики: Достоевский, Тургенев, Чехов. Хочется вернуться к нашему "духовному запасу". Репертуар пополнится и более легкими, кассовыми спектаклями, на которых зритель может отдохнуть и развлечься. Они будут идти на сцене филиала. Малый зал основного здания станет экспериментальной площадкой для молодежи. Здесь поставят пьесы еще никому не известных авторов: “Иллюзион” Андрея Курейчика, “Красная глинка” Юрия Андрейчука. Главную роль в "Красной глинке" сыграет Александр Фатюшин.
- А что собираетесь ставить вы?
- Роман Достоевского “Братья Карамазовы”. Я выбрал инсценировку Владимира Малягина, сохранившую все основные темы романа. Это произведение наполнено мучительными размышлениями Федора Михайловича о жизни, Боге и Антихристе. Существует ряд произведений, вмещающих в себя вопросы не только быта, но и бытия. Среди них “Гамлет” и "Братья Карамазовы". Театр не выдает готовых рецептов, но должен ставить диагноз своему времени. Мне этот роман кажется целой вселенной, в которой заложены все темы, которые волнуют нас. Это попытка с разных позиций осознать устройство мироздания. Достоевский обозначил жанр своего последнего романа как “симфонию страстей” - в этих словах ключ к бешеному ритму “Карамазовых”. Эта работа дает возможность и для актерских открытий, и для удовлетворения режиссерских амбиций. Хотя у меня их теперь гораздо меньше, чем раньше. Уже не нужно никому ничего доказывать.
Работы я не боюсь. Только иногда не хватает терпения. После маленькой лодочки Театра на Покровке, послушной легкому движению руля, раздражает неповоротливость большого корабля, которому нужно время для маневра. Но если внимательно читать Достоевского, становится понятно, что вдруг ничего не происходит, только какая-нибудь бесовщина.
- Что будет с вашим Театром на Покровке?
- Театр продолжает работать, и я по-прежнему его художественный руководитель. Ритм жизни на Покровке налажен, в нем не происходит сбоев. Репертуар нравится зрителям. Теперь все мои мысли, мечты и силы направлены к Театру им. Маяковского. Поэтому на Покровке сейчас работают другие режиссеры. Василий Федоров репетирует Лескова, а Михаил Мокеев скоро выпустит одну из пьес Островского. И я театр не брошу: собираюсь там что-нибудь поставить в скором времени.