В этом сезоне премьеры театра будут показывать на известных столичных сценах. Зрителей ждут «Двенадцать разгневанных мужчин» Рэджинальда Роуза (помните знаменитый голливудский фильм?!), «Древнейшая профессия» Полы Вогел, «Время рожать» по скандальной книге молодых авторов, составленной Виктором Ерофеевым, шекспировский «Гамлет» и «Один из последних вечеров карнавала» Карло Гольдони. Позже Долгачев поставит пьесу Габриэля Гарсиа Маркеса «Любовная отповедь мужчины, сидящего в кресле». С премьеры начинается и нынешний сезон Нового драматического. Это будут «Профессионалы победы» Александра Гельмана, знаменитого политического драматурга предперестроечной эпохи. Мы беседуем с главой Нового театра Вячеславом Долгачевым.
– Вячеслав Васильевич, расскажите, пожалуйста, о предстоящей премьере.
– Пьесу написал классик советской драматургии Александр Гельман. Он молчал шесть лет. Прежде его новые пьесы появлялись почти каждый год и ставились на всем пространстве Советского Союза: «Мы, нижеподписавшиеся», «Заседание парткома»... Драматург взял паузу, чтобы осмыслить все, что происходит в нашем обществе. И в «Профессионалах победы» удивил не утраченной с годами чуткостью. Время действия перенесено из современности в 2017 год – год столетия Октябрьской революции. Идут выборы президента России. На материале предвыборных технологий Гельман изучает, что происходит с человеком, который подходит к высшей ступеньке власти, как меняется его поведение, психология. Очень интересное исследование в жанре детектива. Казалось бы, политический театр умер. Но мы повозили спектакль по городам Сибири и Урала – и оказалось, пьеса очень живо воспринимается залом.
– Кто занят в спектакле?
– Борис Щербаков, Лев Дуров, две замечательные актрисы нашего театра – Любовь Новак и Ирина Мануйлова и актриса МХАТа Альбина Тиханова.
– В спектаклях Нового театра играют знаменитые актеры из многих московских театров.
– Варягов или «гастролеров» приглашает даже МХАТ им. Чехова, имеющий огромную, коллекционную труппу. Полуантрепризному театру сегодня легче выживать – это закон нашего времени. Студентом третьего курса я стажировался в театре города Кинешмы. Впервые оказавшись в провинциальном театре, был многим поражен. В частности, пустотой зрительного зала. Спрашиваю, почему в театр не ходят. Мне отвечают: всех актеров в городе уже видели, всех изучили, и все уже надоели. В Новом драматическом театре похожая ситуация. В большей степени мы работаем на жителей района. Нужны новые лица. На нашем Лосином острове мы попросту отрезаны от остального мира. Собираться к нам – все равно, что покупать билет на Луну.
– Ходили разговоры о бесплатном автобусе от метро до театра.
– Когда-то такой автобус ходил. Думаю, дело не в нем. «Географические» вопросы должны были решать люди, додумавшиеся разместить театр на улице Проходчиков. Двадцать восемь лет назад театр открыли в районе, который до сих пор никак не развивается и не «растет».
Но мы не намерены с этим мириться. Еще при создании театра говорили, что здание будет временным. Театром руководили Виктор Манюков, Виталий Ланской, Борис Львов-Анохин. И всем им московское правительство обещало помещение в центре. Я уже четвертый художественный руководитель; думаю, что пора решить наш вопрос. Ведь нерентабельный театр – это выбрасывание государственных денег на ветер. Мы можем играть только три раза в неделю – в пятницу, субботу, воскресенье. А дотацию получаем нормальную, обыкновенную, как и все театры, работающие шесть дней в неделю. Не легче ли найти помещение, где театр смог бы играть полноценно? Ведь спектакли у нас хорошие! Это правда!
Одна из наших акций – попытка вывести театр в город. Наши новые премьеры будут регулярно играться на основной сцене Театра им. Маяковского и в его филиале на Сретенке.
– Тем не менее ваш родной зал заполняется…
– Да, в прошедшем сезоне нам это удавалось. Аншлаги собирают спектакли Бориса Львова-Анохина – большие, костюмные драмы. Очень популярны «Реванш королевы» с Оксаной Мысиной в главной роли и «Московские истории о любви и браке» по замечательным пьесам Островского. Превосходно идут детские сказки – «Кошкин дом» Андрея Сергеева и недавняя премьера «Клочков по закоулочкам» по Григорию Остеру.