Мнение Современный человек привык получать официальное толкование политических поступков и тут же их грязную закулисную подноготную. Таков и спектакль. Истинная президентская гонка разрешается в кругу одной семьи, и поэтому вместо государственного масштаба – пять актеров на сцене, затрапезная одежда и бедная обстановка. Лев Дуров играет Ефима Миндлера этаким маленьким, плюгавеньким Борисом Березовским с суетливыми будничными интонациями. Сына убитого президента Олега Дубова, а заодно и его двойника играет Борис Щербаков: первого – спившимся партийным сынком, навсегда испуганным той политической игрой, которая строилась вокруг его отца, второго – случайным человеком, попавшим в политический водоворот.
Пьеса Гельмана обладает самым выгодным для театра свойством: течение интриги изменчиво и прерывисто. Драматург использует метод постепенного самораскрытия, когда всевозможные подмены и иллюзии тают, как весенний снег, и зрителю демонстрируют все более повышающийся процент правды. Смотреть такую туго закрученную пружинистую пьесу по-настоящему интересно.
Политическая интрига на деле оказывается подконтрольной не серому кардиналу Миндлеру, а меняющимся настроениям героев пьесы, их любви и ненависти, сложному миру непокорных эмоций. Гельман рассказывает об усталых людях, не способных удерживать свои чувства даже перед соблазном захвата власти. В «Профессионалах победы» опытный политический драматург дает понять, что о политике сегодня можно говорить без экзальтации и фарсовых искажений, без пародийности и фальшивого триумфаторского ощущения вроде «А король-то голый!» В политических фигурах будущего Гельман запечатлел своих потерянных современников.
Актеры о своем спектакле
Борис Щербаков
Александр Гельман написал очень любопытную вещь. Здесь не один-два, как обычно, а 15 драматургических поворотов! Смешного в «Профессионалах победы», на мой взгляд, мало. Больше грустного. Пьеса заставляет задуматься о том, что делает наше правительство. Я играю две роли – Олега Дубова, кандидата в президенты, и его двойника. Оба героя мне симпатичны. Насколько ситуация в спектакле соответствует реальной политической обстановке, судить трудно. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды.
Ирина Мануйлова
Пьеса «Профессионалы победы» неожиданна и в то же время ожидаема. Драматург Александр Гельман заполнил пустующую нишу политической пьесы. Как знать, может быть, выборы именно так и проходят, как показал Гельман. Детективный сюжет (до последней минуты непонятно, чем закончится дело) держит зрителя в постоянном напряжении. Герои все время совершают совсем не те поступки, которые от них ждешь. Наш спектакль о том, что и власть имущим не чуждо ничто человеческое, хотя они по рукам и ногам связаны своим положением.