Появление оперетты на сцене Большого может смутить только совсем уж консервативных ревнителей оперного искусства. Да, венская оперетта никогда не шла в главном театре страны, но уже давно входит в репертуар мировых оперных грандов. «Летучую мышь» Иоганна Штрауса ставили нью-йоркский Metropolitan Opera, лондонский Covent Garden, миланский La Scala. Венский филармонический оркестр каждый год утром 1 января играет увертюру из «Летучей мыши» — и это дает старт всему празднику. «Летучая мышь», без преувеличения, сама суть оперетты как жанра. Здесь нет ни слова о политике, ни грамма сатиры, зато в избытке любовь, флирт, искрящееся веселье, добродушный юмор и танцевальные ритмы — чардаш, полька, вальс. Главный герой — неверный муж, который без памяти влюбляется в собственную жену, не узнав ее под маской летучей мыши. Штраус написал оперетту за каких-то шесть недель — на одном дыхании. Сегодня в одной Москве «Летучая мышь» идет сразу в трех оперных театрах: Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, «Новой опере» и «Геликоне». Не будем забывать и того, что в двух шагах от Большого расположена «Московская оперетта». Здесь показывают версию, принадлежащую перу советских драматургов Эрдмана и Вольпина.
На столь густо возделанном поле Большому театру нужно выпустить не просто премьеру, а нечто из ряда вон выходящее. И он, похоже, выпускает. Для постановки «Мыши» были приглашены режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин. Медийной персоной среди них является, конечно, Бархатов. Интервью с «самым молодым оперным режиссером России» есть в любом уважающем себя глянце. Бархатова приглашают даже в такие далекие от оперных проблем ТВ-передачи, как «На ночь глядя». Всех интересует, как к своим
Бархатов секретов не раскрывает, вундеркиндом себя не признает и утверждает, что на режиссера выучился случайно, поэтому не зациклен на операх. Это очень кстати — в «Летучей мыши», как и во всякой оперетте, артистам половину времени приходится не петь, а говорить. Впрочем, для оперного певца это настоящая пытка.
Из тех солистов Большого, с которыми пришлось работать Бархатову, подобным опытом обладают разве что Роман Муравицкий (Айзенштайн), Елена Манистина (князь Орловский — эта партия написана для меццо-сопрано) и Вячеслав Войнаровский (доктор Блинд). Как говорит сам Бархатов, «Летучая мышь» для него — очень сложное по конструкции произведение, в котором зашифрована история Европы.
Художник Зиновий Марголин не так известен публике, как Бархатов. Но только потому, что театральных художников в принципе знают меньше, чем режиссеров. Рыба-кит в разрезе, всплывающая во втором акте «Конька-Горбунка» в МХТ, опрокинутый на зрителей двор-колодец в «Носе» в Мариинке, «Норд-Ост» с самолетом в натуральную величину — все это его работы.
Кстати, на монтировку декораций к «Летучей мыши» отведено рекордное количество времени: Новую сцену закроют для публики на две с лишним предпремьерные недели. Говорят, это будет настоящий вызов декорационному искусству. И еще говорят, что для «Летучей мыши» Марголин устанавливает на сцене корабль — чуть ли не в натуральную величину. И что якобы потом по этому кораблю будут ходить странные люди, похожие на трансвеститов...
В постановочной группе «Летучей мыши» — еще два имени, способных привлечь модную публику. Костюмы к спектаклю сделал известный модельер Игорь Чапурин, уже попробовавший себя в балетных постановках Большого. А хореографом приглашен молодой красавец Денис Бородицкий — это его первый выход на «взрослую» сцену. По традиции последних лет, Большой театр не обошелся без приглашения зарубежных специалистов.
Ставка была сделана на «темную лошадку». Дирижер Кристоф-Маттиас Мюллер не имеет громких записей в послужном списке. Он стажировался у Сейджи Озавы, был ассистентом Владимира Ашкенази и Клаудио Аббадо, сейчас руководит достаточно скромным Геттингенским симфоническим оркестром. Театрального опыта у него и вовсе нет.
Несколько загадок содержит и список зарубежных певцов, ангажированных на премьерную серию спектаклей. Кресимир Шпицер и Уильям Дейзли, взятые на роль Айзенштайна, специализируются скорее на операх Моцарта, чем на оперетте. Анна Стефани (Розалинда) большую часть сил уделяет музыке барокко. Но Большой за последний сезон приучил нас к тому, что случайные птицы сюда залетают все реже. Случайным мышам здесь тоже не место.