– Что самое сложное в вашей Екатерине?
– В ней постоянно борются женщина и императрица, женщина и политический деятель. Помню, когда мы еще в училище начали читать пьесу, я тут же представила Екатерину Вторую могущественной царицей. Иванов сказал сразу: «Убрать! Играем женщину…» Женщину в постоянной борьбе между властью и чувствами. Она и обычный человек, и необычный. Схватка страстей. Я играла с немецким акцентом. И тогда эта краска помогла вытащить все: и слезы, и радость, и любовь.
– Акцент сохранился?
– Да!
– «Царская охота» – пьеса о женском соперничестве. Насколько близка эта тема вам?
– В жизни стараюсь уходить от таких ситуаций. Я не буду добиваться своего, потому что убеждена: если нужно, придут ко мне сами. Я никогда не была спортсменкой, ни за что не воевала. К счастью, судьба меня миловала: я не должна была отстаивать то, что уже стало моим. Быть может, плохо раскрывать актерские секреты, но я вкладываю в свою роль многое из личного опыта. Екатерина рискует потерять не только мужчину, но друга и единомышленника. В моей жизни такая потеря была: не стало мамы. Подобные чувства гораздо крупнее банального «любит – не любит». Орлов – единственный человек, которому Екатерина доверяет свои страхи. Ее фаворит стоит рядом с ней на одной ступеньке. Терять Орлова императрице по-настоящему страшно.
Рассказ о спектакле продолжает режиссер Владимир Иванов
– Владимир Владимирович, что изменилось в спектакле?
– Тот спектакль был хорошим, но несколько детским, по-студенчески бесшабашным, даже отвязным. Одно дело – девочки-третьекурсницы, другое – опытные актрисы с именем.
– «Царская охота» Зорина – это сразу и детектив, и мелодрама, и историческая хроника. Как определить ваш жанр?
– Зорин сделал, на мой взгляд, замечательную вещь: взял исторические документы и на их основе написал не документальную драму, а театральную фантазию. Он фантазирует по поводу отношений Екатерины Второй, братьев Орловых, Елизаветы – княжны Таракановой. Все остальное только фон. В «Царской охоте» человеческая психология оказывается важнее истории.
Наш лейтмотив – образ высшей награды Российской империи, ордена Андрея Первозванного, как бы «вздыбленного страстями». Хотя, конечно, визуальный образ всегда очень трудно передавать словами, он сразу становится плоским, неинтересным. Декорации «Царской охоты» – замечательная работа Иосифа Сумбаташвили, патриарха отечественной сценографии. Посреди сцены два изогнутых моста. Но пространство каждый раз меняется. Конструкция многозначна – это и корабль, и тюрьма, и подиум, и трон, и площадь.