В советское время МХАТ носил имя Максима Горького. Однако его «Васса Железнова» здесь никогда не шла. За нее вообще мало кто брался. Фильм Глеба Панфилова и спектакль Анатолия Васильева «Первый вариант „Вассы Железновой“» — вот, пожалуй, и вся история интерпретаций одной из самых мрачных пьес буревестника революции. Поставить ее в сегодняшнем МХТ решил Лев Эренбург, филолог по первому образованию, режиссер и ученик великого Георгия Товстоногова — по второму и врач — по третьему.
В конце
В
И вот очередная горьковская постановка. Роль Вассы Железновой, главы пароходной компании, играет острохарактерная, склонная к гротеску Марина Голуб. Художник Валерий Полуновский выстроил на сцене некую условную среду: то ли
Незадолго до премьеры «Ваш досуг» побеседовал с режиссером.Почему вы снова взялись за Горького?
В горьковских пьесах, при всех огрехах стиля и языка, заложено очень многое. У Горького всегда всем есть что играть. Кроме того, меня всегда привлекала двойственность его личности: с одной стороны, несгибаемое целомудрие, с другой — невероятная чувственность. В его пьесах мало говорится о любви, но зато открываются такие бездны души!
Вы считаете, что «Васса» сегодня актуальна?
Мы, конечно, имеем в виду
С каким поколением мхатовцев вам проще было найти общий язык?
Мне почему-то всегда легче с молодыми (речь, конечно, не о физиологической молодости). И аудитория моих спектаклей — такая же.
Вас часто упрекают в натурализме...
Натурализм — слово хорошее. Вспомним Станиславского: если искомое — жизнь человеческого духа, то ее, на мой взгляд, можно передать на сцене только через жизнь человеческого тела. Когда я в очередной раз слышу ханжеский шепот: «На сцене такое показывать нельзя», меня это выводит из себя. Можно показывать все! Если есть, ради чего. Как говорил мой учитель Георгий Товстоногов, единственное, что нельзя передать на сцене, это половой акт. Я пробовал — не получается. Не возникает момента художественности. В кино можно: сняли крупным планом начало, а дальше берут еще более крупным планом руку, которая колупает стенку. И я понимаю, что одному из партнеров все равно. А в театре на что смотреть — на сумму беспорядочных бессмысленных движений?..
В «Вассе» натурализма много?
Меньше, чем у меня обычно.
Вы много лет сочетали режиссуру с медициной. Это сходные виды деятельности?
Нет, очень разные. Но любая профессия влияет на человека, а докторская особенно. Когда каждый день видишь человеческие страдания и понимаешь, что практически бессилен — ведь медицина лечит далеко не все, начинаешь иначе смотреть на жизнь, на смерть, на деторождение. И на театр.
Читайте также