Это уже традиция: свои новые спектакли Евгений Гришковец презентует на NETe. «Собака» была сенсацией 1-го фестиваля, на 2-м сыграли «ОдноврЕмЕнно», на 3-м – «Дредноуты». «Титаник-92» – новая акция, эксклюзивно заготовленная для NET-2002.
Гришковец пытается восстановить свой десятилетней давности спектакль. В «Титанике» заметна ностальгия по кемеровскому периоду, по театру «Ложа». В нем филолог Евгений Гришковец начинал заниматься драмой и тогда был известен только редким театральным знатокам. «Титаник» не имел прямого отношения к гибели знаменитого гиганта-тихохода, зато передавал зрителям дух апокалипсиса и вместе с тем желание непременно спасти утопающий мир. Все было сделано, конечно, очень иронически. С той мерой горького сарказма образца 92-го года, когда апокалипсис был как нельзя ближе к нам. «Вся история Земли умещалась в личном опыте одного человека и была им полностью присвоена» – так говорит теперь о своем спектакле Гришковец.
Психоз 4.48
Изначально задумывалось, что фестиваль нового европейского театра будет развернут главным образом к Восточной Европе и Прибалтике, «соседней» нам Европе. Слава богу, общих культурных корней с бывшими соседями по «соцблоку» мы по сей день не растеряли.
Приезд 34-летнего поляка Гжегоша Яржины, любимца всех крупных театральных фестивалей, можно считать главным событием драматического части NETа. Получивший философское и театральное образование, Яржина в 1998 году возглавил молодой варшавский театр «Розмаитошти» («Всякая всячина»), сделал его знаменитым и стал знаменит сам. И хотя Яржина склонен к мистификациям и вместо имени режиссера и автора музыки к его спектаклю в программке стоит знак «+», мы заранее раскрываем псевдоним.
«Психоз 4.48» поставлен по пьесе Сары Кейн, современного драматурга-самоубийцы, чьи тексты сегодня одни из самых раскрученных на Западе. Можно с ходу перечислить десятки городов, где идут «Психоз» и «Чистые», – самые известные ее тексты, а в парижском «Психозе», говорят, играет сама Изабель Юппер.
«Психоз» – суицидальная хроника, случайно занесенный на бумагу психический криз. 4 часа 48 минут – это примерное время, в которое Сара Кейн лишила себя жизни. Пьеса, написанная ею незадолго до самоубийства, отразила не только предсмертные мысли, но и авторский «прогноз» на близкое будущее: сбивчивый монолог из бессвязных абзацев, предложений, обрывков фраз. Иногда кажется, что героиня «Психоза» все же с кем-то беседует: с самой собой ли, со своими ли двойниками, с бесполезным ли психоаналитиком. Это состояние между жизнью и смертью, в котором живет непонятый, отчаявшийся, доведенный до крайности человек.
Гжегош Яржина сделал на этой вязкой основе сильный полуторачасовой спектакль. Пять актеров: главная героиня и рядом ее тени, безмолвные собеседники. Отдельное «действующее лицо» – свет на сцене, создающий особое мистическое настроение. По тексту пьесы без всякой логики разбросаны различные цифры. Их в спектакле произносит безликий «закадровый» голос, и в разных уголках сцены загораются и гаснут изображения этих чисел. Дьявольская нумерология, «психоз 4.48» дает о себе знать в потрясающем финале, когда главную героиню словно заливает целый ворох высвеченных цифр.
Терроризм
Режиссер Кирилл Серебренников («Пластилин», «Откровенные полароидные снимки») обещал ставить только современные пьесы, и пока обещание выполняет. Фестиваль нового европейского театра стартует премьерой его спектакля в МХАТ им. Чехова. Серебренников берется открыть для московского зрителя явление, уже давно известное, но пока доступное только узкому кругу: екатеринбургских братьев-драматургов Владимира и Олега Пресняковых. К их жестким, бескомпромиссным пьесам в Москве пытались приложиться многие. Повезло МХАТу и свежей пьесе Пресняковых «Терроризм». Язык екатеринбургских драматургов простой, свойский, литературно не очищенный. Их козырь – обезоруживающий реализм слова и житейской ситуации, в которых проглядывает изнанка бытия. Та изнанка, с которой мы ежеминутно сталкиваемся и о которой обычно «благородно» забывает искусство.
Действие начинается в аэропорту, закрытом из-за угрозы теракта, и продолжается в отдельных квартирах, дворике и военной казарме. Пять отдельных историй связаны между собой легким подобием сюжета и сильной идеологией. От терроризма ниточка ведет к бытовой агрессии, к терроризму внутри нас, ставшему сущностью современного человека.
Женщина требует насилия в постели, и любовник привязывает ее к кровати и наслаждается не столько сексом, сколько тем, как затекают ее руки. Пассажир, нежданно вернувшийся из аэропорта к жене, застает ее с мужчиной, напускает в квартиру газа и взрывает весь подъезд. Ребенок, мерно качаясь на несмазанных качелях, «пилит мозги» обитателям дворика и направляет на лбы соседей красный лучик, как на снайперской винтовке. Солдаты в казарме мучают беззащитного салагу... Терроризм подчиняет себе ритм нашей жизни. Он нужен как воздух, он подстегивает людей, безразличных к страданию и смерти, в том числе и своим собственным.
В спектакле Серебренникова сыграет мхатовская молодежь и актриса Марина Голуб. По окончании фестиваля «Терроризм» будут показывать во МХАТе 13 и 14 ноября, 1, 2, 23–25 декабря.
Арабская ночь
Очень заметный в последнее время режиссер Александр Назаров («Чайка» в «Вернисаже», «Город» в Театре п/р О. Табакова, «Войцек» в Центре режиссуры и драматургии) тоже участвует в NETе премьерой. Это спектакль по пьесе немца Роланда Шиммельпфеннига «Арабская ночь», написанной по заказу Штутгартского городского театра. Автор некоторое время жил в Стамбуле и попытался отразить в пьесе дух бурного многонационального мегаполиса, где стараются ужиться чуждые друг другу люди. Текст пьесы – пересекающиеся монологи пяти людей, живущих и работающих на разных этажах одного дома. Сантехник, пытающийся найти прорыв в канализации. Лифтер, гоняющий на лифте вверх-вниз. Мусульманка, потерявшая ключ от двери своей квартиры. Большой город, большие мечети, большой дом и маленькие люди…
Потери
Обычно истории о том, что очень хотели привезти на фестиваль, но не смогли, тоже складываются в какой-то сюжет. Так вышло и на этот раз. Открывать NET должен был «Дядя Ваня», последний спектакль Петра Лебла – чешского авангардного режиссера, которого очень любили в России. Несколько лет назад глава театра «На забрадли» окончил жизнь самоубийством и едва ли не шутовским образом: повесившись на сцене собственного театра и в посмертной записке срежиссировав процесс своих похорон и ход панихиды. Декорации «Дяди Вани», увы, были смыты во время наводнения в Праге этим летом. Если бы спектакль Лебла привезли в Москву, четвертый по счету NET могли бы саркастически назвать «фестивалем двух самоубийц»...
Мхат: репетиция «терроризма»
IV фестиваль «NET – Новый европейский театр»,7–23 ноября
Чт 7 (19.00), Пт 8 (12.00) Терроризм В. и О. Пресняковы. Режиссер Кирилл Серебренников (на Малой сцене МХАТ им. Чехова)
Пт 8, Сб 9 Паразиты М. фон Майенбург. Режиссер Живиле Монтвилайте. Центр им. Мейерхольда (20.30)
Сб 9, Вс 10 Stabat Mater Театр «Ноймаркт» (Швейцария). Режиссер Отто Кукла
Пн 11, Вт 12 Вечер современной хореографии Акрама Хана (Великобритания)
Ср 13, Чт 14 Титаник-92 Автор и исполнитель Евгений Гришковец
Чт 14 Лицедей Т. Бернхардт. Режиссер Миндаугас Карбаускис (на сцене Театра п/р О. Табакова)
Сб 16 Психоз 4.48 С. Кейн. Режиссер Гжегош Яржина. Театр «Розмаитошти» (Польша)
Вс 17 Школа шутов Режиссер Николай Рощин. Центр им. Мейерхольда
Вс 17, Пн 18 Арабская ночь Р. Шиммельпфенниг. Режиссер Александр Назаров. Театральная мастерская Г. Тараторкина (на Малой сцене МХАТ им. Чехова)
Вт 19, Ср 20 Время отступления В. Тарасов. Хореограф Йозеф Надж (Национальный хореографический центр в Орлеане, Франция)
Чт 21, Пт 22 Облом off Автор и режиссер Михаил Угаров. Центр драматургии и режиссуры п/р М. Рощина и А. Казанцева (на сцене Центра-музея Вл. Высоцкого)
Пт 22, Сб 23 Войцек А. Рац. Хореограф Йозеф Надж
Спектакли начинаются в 19.00 и идут на сцене Центра им. Мейерхольда («Менделеевская», Новослободская ул., 23), если не указано отдельно. Заказ билетов на гастрольные спектакли по т. 363-10-48