В конце 60-х молодой Марк Захаров поставил в Москве несколько спектаклей, которые создали ему славу у зрителей и – одновременно – стойкую репутацию «неблагонадежного» режиссера у властей. Каким чудом он все-таки получил в свои руки театр с ответственным названием «им. Ленинского комсомола»? Одна из загадок советской истории…
Повезло не только режиссеру, но и театру. Все эти годы не было сезона, когда бы о Ленкоме не говорили и не писали. Зал здесь никогда не пустовал. Ленком опровергает расхожее утверждение о смерти репертуарного театра, удерживая при себе и зрителя, и первоклассную труппу (уходили отсюда единицы). Звезды, капризные по определению, дорожат своим положением здесь, потому что знают: в Ленкоме им обеспечены успех, признание, любовь...
Захаров классичен. Он не мыслит театр без зрителей, которые дают силы работать дальше. Его знаменитая реплика о том, что следующий спектакль он поставит в лифте, – это, если хотите, манифест. Захаров «уперся рогом» и не хочет ставить для ценителей, которые заполнят два ряда в зрительном зале. В Ленкоме не используют сцену для демонстрации собственных комплексов.
Захаров умеет из спектакля сделать событие. Что заставляет зрителя бежать на очередную ленкомовскую премьеру, если не подсознательное ожидание, что его тут чем-то удивят? Марк Анатольевич любит задавать этот вопрос: «Чем будем удивлять?» Шокировать сегодня просто, удивлять значительно сложней.
1927 В Москве в здании экспроприированного Купеческого клуба открылся Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В это время в театре работал Николай Крючков
1930 В театре ненадолго задерживается Михаил Булгаков в должности режиссера и заведующего литературной частью
1932 Театр получает статус профессионального и «кадровую» поддержку: в труппу приходят мхатовцы Виктор Станицын, Николай Баталов, Николай Хмелев и режиссер Илья Судаков
1938 Театр меняет название (на Театр им. Ленинского комсомола) и руководство. Приходят худрук Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман. При Берсеневе в труппу приняты Ростислав Плятт, Валентина Серова, Татьяна Окуневская, Всеволод Ларионов
1952 Театр возглавляет Софья Гиацинтова
1961 В труппу принят Александр Збруев
1963 Анатолий Эфрос переходит из Центрального детского театра в Ленком. Вместе с Эфросом пришли Ольга Яковлева, Армен Джигарханян, Лев Дуров
1964–1965 «В день свадьбы» Розова, «104 страницы про любовь» Радзинского, «Мой бедный Марат» Арбузова
1967 Эфрос отстранен от руководства театром. В труппу принят Николай Караченцов
1972 Принят Евгений Леонов
1973 Театр возглавляет 40-летний Марк Захаров. Из Театра сатиры приходит Татьяна Пельтцер, из ТЮЗа – Инна Чурикова, из Саратовского драмтеатра – Олег Янковский
1974 «Тиль Уленшпигель». Первый большой успех театра и драматурга Григория Горина. Принята Елена Шанина
1975 «Иванов» Чехова. Принят Александр Абдулов
1976 «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», рок-опера Рыбникова на сюжет Неруды
1980 «Жестокие игры» Арбузова. Олег Шейнцис становится главным художником и постоянным соавтором Захарова
1981 «Юнона» и «Авось», рок-опера Рыбникова и Вознесенского
1983 «Оптимистическая трагедия» Вишневского. Принята Александра Захарова
1985 «Три девушки в голубом» Петрушевской
1988 Принят Леонид Броневой
1989 «Поминальная молитва» Горина, «Мудрец» Островского
1990 Театр меняет название и становится «просто» Ленкомом. Принят Александр Лазарев
1991 Принят Дмитрий Певцов
1992 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше
1994 «Чайка» Чехова
1995 «Королевские игры» Горина
1996 Принята Мария Миронова, вернулся Армен Джигарханян
1997 70 лет театру. Борис Ельцин дарит ведущим актерам по автомашине и демонстрирует Ленкому свое благоволение. Премьера «Варвар и еретик» по «Игроку» Достоевского
1998 «Две женщины» Тургенева. Принята Анна Большова
1999 «Мистификация» по Гоголю
2000 «Город миллионеров» Де Филиппо. Летом умирает Григорий Горин
2001 «Шут Балакирев». Последняя пьеса Горина
Планы
на будущий сезон
«Доходное место» А. Островского (Александр Збруев, Мария
Миронова). «Метаморфозы» по пьесам «Эвридика» Ж. Ануя и «Ночной разговор с палачом» Дюрренматта. «Ледяной
дом» – опера Рыбникова на слова Вознесенского (идея Григория Горина)
Статья: Марк Захаров: «Наши артисты – в ауре»