– Татьяна, ваши спектакли «Мужчина в ожидании», «Свадебка», «Кленовый сад» становились событиями не только современного танца, но и театральных фестивалей. Мы видели их впервые на «Золотой Маске», а теперь премьера состоится на «ЦЕХе». Это календарная случайность или выбор?
– Прежде всего нам интересно любое выступление в столице и мы стараемся каждый новый спектакль побыстрее показать в Москве. Что касается непосредственно «ЦЕХа», то придумавший его хореограф и продюсер Саша Пепеляев интересен мне как профессионал. Он создает условия для развития танца в России.
– Становясь известными, люди часто придумывают себе легенду о происхождении...
– Папа давно предложил мне сменить национальность «русская» на что-нибудь пооригинальнее. Поскольку родилась я в городе Алябьеве Ханты-Мансийского национального округа, логично было бы стать ханты. Или манси. Родители никакого отношения к искусству не имеют, но у меня есть брат-милиционер, который играет на трубе.
– Вы окончили институт в Химках, который в просторечье называют «кульком» или «институтом культуры и отдыха». И вдруг такой результат: вы ведущий российский постановщик современного танца. Почему?
– У меня была стабильная «тройка» по композиции: ставила хоровод на 24 человека и все силы уходили на то, чтобы собрать всех в одно время в одном месте. Отдаленно это напоминало ансамбль «Березка». Народный танец я с тех пор терпеть не могу. Мы подрабатывали «тем, что находится сзади у певца» – подтанцовкой. Потом приехала в Екатеринбург – как раз к тому моменту «Провинциальные танцы» отломились от Центра современного искусства и начинали самостоятельную жизнь. Особо удачные постановки делали тогда гимнастка и математик.
– А откуда взялось название «Провинциальные танцы»?
– Швея, которая подшивала к спектаклю костюмы, придумала. Пару лет назад мы хотели его заменить, но уже не смогли. Бренд!
– В новом спектакле пять новичков. Как молодые артисты вписываются в труппу «провинциалов»?
– Нужно совпасть с нами в понимании основных вещей. Мы не колючие, но у нас своя система ценностей, общий жизненный опыт. Кроме того, танцовщик обязан находиться в отличной форме: уроки классического танца у нас ведет педагог из театра оперы и балета. Два-три раза в неделю йога. Ежедневно модерн-техники, релаксация. У нас все обсуждается, но драконовский тренинг критике не подлежит.
– О чем ваш новый балет «Полеты во время чаепития»?
– Спектакль был сделан прошлым летом на American Dance Festival. Большую часть музыки специально для нас написал виолончелист Крис Ланкастер. В «Полетах» рассказывается о человеке, который пытается всем и всему найти место в своем мире, даже странностям, которых мы обычно не хотим замечать. Чаепитие здесь не церемонное действо, а особое расположение духа.
– Раньше российский современный танец выживал только за счет западных фестивалей. Ситуация изменилась?
– Да. Наш жанр для России молод, лет пять, как мы перестали специально звать к себе публику и объяснять, кто мы и чем занимаемся. Сейчас зритель приходит сам – «полетать во время чаепития», подумать и развлечься.
Второй фестиваль российских театров танца «ЦЕХ» пройдет с 11 по 15 декабря в Театре мимики и жеста и Культурном центре «Дом». Заказ билетов по т. 238-00-73 и e-mail: info@dance-net.ru.
Подробную афишу и путеводитель по фестивалю читайте в следующем номере