– Андрис, десять лет назад на сцене тогда еще Кировского театра вы восстановили три знаменитых фокинских балета и сняли по ним фильм. Как возник этот проект?
– Балеты Михаила Фокина в 1910 и 1911 годах произвели настоящий фурор в Париже: это было новое слово в балетном искусстве. В главных партиях танцевали сам Фокин, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский. Не последнюю роль в успехе сыграли восхитительные декорации, созданные лучшими театральными художниками того времени: Александром Головиным и Львом Бакстом для «Жар-птицы», Бакстом – для «Шехеразады» и Александром Бенуа – для «Петрушки».
Михаил Фокин мечтал о том, чтобы спектакли шли на сцене его родного Мариинского театра. Судьба распорядилась иначе: не успев перенести балеты на императорскую сцену, Фокин в 1918 году эмигрировал в США. Гений Фокина и его неосуществленная мечта вдохновили меня на проект «Возвращение Жар-птицы». Моими соавторами стали театральные художники Анатолий и Анна Нежные, восстановившие костюмы и декорации Бенуа, Головина и Бакста в полном объеме. Кроме того, Анатолий Нежный разработал эскиз занавеса, который объединял все три спектакля и воссоздавал атмосферу «Русских сезонов». Любопытно, что многие потом решили, что занавес был расписан самим Бакстом. Неоценимое содействие в ходе восстановления нам оказала внучка хореографа Изабель Фокина, с которой я познакомился еще в 1989 году в США, когда работал у Михаила Барышникова.
6 января 1993 года состоялась премьера «Петрушки», «Шехеразады» и «Жар-птицы» на сцене Мариинки. Состав исполнителей, который мне удалось собрать и снять в киноверсии, был лучшим для того времени. В «Жар-птице» танцевали Нина Ананиашвили, Сергей Петухов, моя супруга Екатерина Лиепа, в «Петрушке» – Гедиминас Таранда, Татьяна Белецкая, в «Шехеразаде» – Илзе Лиепа, Виктор Еременко; я исполнил партии во всех трех балетах – Ивана Царевича, Петрушки и Шахриара. В спектаклях участвовали оркестр Большого театра под управлением Андрея Чистякова, балетный коллектив Александра Прокофьева, ансамбль Николая Андросова «Русские сезоны». С тех пор эти спектакли входят в репертуар Мариинки. Об этом и мечтал Фокин…
– Вы подчеркиваете, что DVD-фильм не видеоверсия спектаклей, а именно художественный фильм. Почему это важно?
– Когда я впервые в начале 1993 года заговорил с кинооператором Павлом Лебешевым, нашим уважаемым мэтром, о съемках фильма, он меня спросил: «А что ты хочешь снимать?» Отвечаю: «Фильм-балет». Он говорит: «Ты знаешь, все эти балетные спектакли очень кинематографичны. Давай снимать немое кино!» Так и сделали. В съемках «Петрушки» даже участвовали глухонемые актеры из Театра мимики и жеста, которые исполнили множество эпизодических ролей. Съемки шли в течение трех месяцев на киностудии «Мосфильм»: мы привезли декорации из Петербурга, построили специальные павильоны, создававшие эффект большого пространства. Когда работа была завершена, я сделал пять копий фильма и возил их по фестивалям – в Москве, Питере, Сочи, Риге, Киеве, Нью-Йорке. Во французском городе Анфлер даже получил приз «Золотая лента русского кино» в номинации «Режиссер-дебютант».
– Кто решился выпустить фильм для широкой аудитории?
– Выход фильма в формате DVD и VHS стал возможным только с приходом на российский рынок компании Universal International. Фильм «Возвращение Жар-птицы» стал первым русским DVD, вошедшим в каталог английской компании «Decca», находящейся в составе Universal. Более того, наш DVD является так называемым приоритетным продуктом наряду с новой работой Чечилии Бартоли и Лучано Паваротти. А это означает, что производители рассчитывают на большой успех диска.
– Презентация DVD, которая пройдет 3 декабря в Кремле, будет совмещена с показами балетов Мариинского театра. Это еще одно крупное событие…
– Приезд Мариинского театра в Москву всегда сопряжен с большими трудностями. У труппы сложнейший график гастролей и работы внутри театра. Впервые в Москве будут показаны два фокинских балета: «Жар-птица» и «Шехеразада». «Петрушку», к сожалению, мы не смогли привезти: в один вечер представить три спектакля, в которых использованы 250 костюмов и 8 картин, практически невозможно. Но в антракте на больших экранах покажут видеоверсию «Петрушки». Также во время спектаклей на экраны будут даваться крупные планы артистов – для тех зрителей, чьи места расположены далеко от сцены.
– Кто будет танцевать?
– Составы пока утверждаются, и это прерогатива Мариинского театра. Но плохо там никто не танцует. Наверняка на сцену выйдут Ирма Ниорадзе и Фарух Рузиматов, возможно, Илзе Лиепа.
– Подобный опыт будет иметь продолжение?
– В следующем году, если получится, мы хотим сделать еще три балета: «Весну священную», «Послеполуденный отдых фавна» и «Половецкие пляски».
– А балет Мариинки еще собираетесь привозить?
– Мне бы очень хотелось. Там сейчас ставят «Ундину», в прошлом году Алексей Ратманский выпустил «Золушку». Целый ряд спектаклей вообще ни разу не показывался в Москве. Наш фонд готов представить их здесь. А еще мы планируем привезти в марте Римскую оперу. Обещает приехать сама Карла Фраччи.
Справки и заказ билетов по т. 956-76-76
Статья: DVD и VHS «Return of The Firebird» (Decca)