Легендарный одноактный спектакль «Юноша и смерть» стоит в истории балета особняком: немного найдется постановок, у которых была бы столь мощная интеллектуальная подоплека. В основе балета — классическая «пограничная ситуация», о которой писали модные философы середины ХХ века. Человек предстает в момент решающего выбора — жить ему или умереть.
За четыре года до премьеры балета (а она случилась в послевоенном
Согласно легенде, очарованный писатель тогда сказал юному дарованию: мол, у Нижинского был свой балет «Призрак розы», а я подарю вам балет о призраке смерти. Кокто пошел даже дальше обещанного. Он срифмовал смерть со страстью и сгустил психопатологический кошмар не хуже, чем Хичкок.
История развивается в нищей мансарде, где в ожидании возлюбленной курит и поминутно глядит на часы богемного вида юноша. Девица приходит, но с порога демонстрирует стервозный характер и склонность к садизму. Роковая женщина в ярко-желтом платье с сигаретой в зубах холодно кокетничает и безбожно скандалит, то прижимая объект желания к груди, а то грубо отшвыривая его ногой. Юноше становится ясно, что пришла его Смерть. Нервно пометавшись по комнате, депрессивный романтик вешается на услужливо предоставленной гостьей веревке, а после кончины идет гулять с ней по крышам ночного города.
За танцы в этой веселенькой истории взялся молодой тогда еще Ролан Пети. Хореограф пошел на эксперимент: ставил балет без музыки (пианист на репетициях лишь наигрывал для ритма что-то джазовое). В последний момент под готовую хореографию «подложили» Пассакалию до минор Баха, точно совпавшую по ритму с сочиненными движениями. Танец сочетает классические па с брутальной пластической истомой и наглядно «воюет» с бытом: герою нужно делать безукоризненные «заноски» (скрещивание ног в воздухе во время прыжка), пиная некстати подвернувшийся стул, и крутить пируэт около стола, эффектно задирая над ним ногу.
Спектакль о неврозах цивилизации сделал Пети громкое имя, привлек интерес лучших танцовщиков мира и до сих пор живет на подмостках. И вот «Юношей и смертью» заинтересовался Большой. С этим театром у знаменитого мэтра крепкие связи — в ГАБТе Пети поставил несколько балетов. Несмотря на преклонный возраст,