Большой театр готовит к июню премьеру . Историю о последних минутах жизни юноши-самоубийцы ставит лично прославленный Ролан Пети.

Легендарный одноактный спектакль «Юноша и смерть» стоит в истории балета особняком: немного найдется постановок, у которых была бы столь мощная интеллектуальная подоплека. В основе балета — классическая «пограничная ситуация», о которой писали модные философы середины ХХ века. Человек предстает в момент решающего выбора — жить ему или умереть.

За четыре года до премьеры балета (а она случилась в послевоенном 1946-м) писатель-экзистенциалист Альбер Камю выпустил эссе «Миф о Сизифе», где утверждал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — самоубийство». Другой знаменитый писатель Жан Кокто сочинил на эту тему либретто спектакля «Юноша и смерть». У истоков постановки балета стоял и Борис Кохно — бывший секретарь Сергея Дягилева, а позже — руководитель парижского Театра Елисейских Полей, где прошла премьера «Юноши». Именно он и познакомил Жана Кокто с танцовщиком Жаном Бабиле, сведя их на званом обеде.

Согласно легенде, очарованный писатель тогда сказал юному дарованию: мол, у Нижинского был свой балет «Призрак розы», а я подарю вам балет о призраке смерти. Кокто пошел даже дальше обещанного. Он срифмовал смерть со страстью и сгустил психопатологический кошмар не хуже, чем Хичкок.

История развивается в нищей мансарде, где в ожидании возлюбленной курит и поминутно глядит на часы богемного вида юноша. Девица приходит, но с порога демонстрирует стервозный характер и склонность к садизму. Роковая женщина в ярко-желтом платье с сигаретой в зубах холодно кокетничает и безбожно скандалит, то прижимая объект желания к груди, а то грубо отшвыривая его ногой. Юноше становится ясно, что пришла его Смерть. Нервно пометавшись по комнате, депрессивный романтик вешается на услужливо предоставленной гостьей веревке, а после кончины идет гулять с ней по крышам ночного города.

За танцы в этой веселенькой истории взялся молодой тогда еще Ролан Пети. Хореограф пошел на эксперимент: ставил балет без музыки (пианист на репетициях лишь наигрывал для ритма что-то джазовое). В последний момент под готовую хореографию «подложили» Пассакалию до минор Баха, точно совпавшую по ритму с сочиненными движениями. Танец сочетает классические па с брутальной пластической истомой и наглядно «воюет» с бытом: герою нужно делать безукоризненные «заноски» (скрещивание ног в воздухе во время прыжка), пиная некстати подвернувшийся стул, и крутить пируэт около стола, эффектно задирая над ним ногу.

Спектакль о неврозах цивилизации сделал Пети громкое имя, привлек интерес лучших танцовщиков мира и до сих пор живет на подмостках. И вот «Юношей и смертью» заинтересовался Большой. С этим театром у знаменитого мэтра крепкие связи — в ГАБТе Пети поставил несколько балетов. Несмотря на преклонный возраст, 86-летний хореограф намерен приехать в Москву и лично отрепетировать спектакль. Обычно Пети сам придирчиво отбирает артистов, но на этот раз он доверился рекомендациям Большого: на роль Юноши утвержден 21-летний виртуоз-звезда Иван Васильев. Ему предстоит непростая задача — органично освоить роль, которую Бабиле, а за ним и Барышников с Нуреевым сделали легендой.