Роман Козак поставил спектакль о том, что и на основе бюджетно-кредитных отношений можно создать здоровую семью.
Надежда Антоновна Чебоксарова — Вера Алентова, Савва Геннадич Васильков — Иван Ургант, Лидия Чебоксарова — Александра Урсуляк
Перед премьерой худрук Театра Пушкина уверял, что, как и положено современному постановщику, особенно церемониться с классикой не стал и пьесу Островского приспособил под свои режиссерские нужды, перенеся действие в наши дни. В общем оно и не удивительно, учитывая сюжет пьесы.
За первой красоткой Лидией Чебоксаровой (Александра Урсуляк) ухаживают московские прожигатели жизни Кучумов (Николай Фоменко), Телятев (Виктор Вержбицкий) и Глумов (Борис Дьяченко). Правда, избалованная вниманием девушка воротит от них нос и вообще замуж не торопится, пока ей от папеньки не приходит весть о банкротстве. Он оказался под судом, так как растратил государственные деньги на «нужды семьи». А тут как раз подворачивается провинциальный молодой человек, а по словам ее ухажеров, еще и миллионщик, Савва Васильков (Иван Ургант).
В надежде решить все проблемы одним махом красавица выскакивает за него замуж. Но тут-то и выясняется, что ее супруг человек хоть и не бедный, но денег на ветер бросать не привык, да и миллионы у него в проекции. Тогда она оставляет супруга, надеясь на помощь своих кавалеров, но, увы, по всем ним давно плачет долговая яма.
Лидия Чебоксарова — Александра Урсуляк, Савва Геннадич Васильков — Иван Ургант
Сразу после спектакля стало ясно, что вся модернизация Островского была исключительно внешняя, а вот душой — душой Роман Козак полностью на стороне драматурга. Нельзя даже сказать, что он пьесу актуализировал — скорее «примоднил».
Визуальный ряд действительно никак не тянет на позапрошлый век. Скорее — явная стилизация под начало века двадцатого. Причем, сценограф Игорь Попов создал довольно стильное пространство, хотя декораций раз, два и обчелся. Например, гостиная светской львицы Лидии Чебаксаровой отличается он скромного жилища, в которое она приехала с экономным Васильковым, всего одним предметом интерьера — рабочим столом ее супруга. Зато на сцене, то и дело появляются забавные механические устройства. Одна собака на пружинах чего стоит. Ведь Васильков у Козака не только «деловой человек», но и приверженец новых технологий. Сам он перемещается при помощи пропеллера и бесконечно что-то проектирует.
Кстати, эта первая работа Ивана Урганта на профессиональных театральных подмостках оказалась вполне удачной. Вопреки ожиданиям он не тянул одеяло на себя и не заигрывал с залом, а честно выполнял режиссерскую задачу — изображал доброго малого, который, впрочем, не видит разницы между любовью и инвестицией. А вот другой, давно прижившийся в этом коллективе шоумен — Николай Фоменко на пару с гранд-дамой Театра Пушкина Верой Алентовой и молодой звездой Александрой Урсуляк, напротив, во всю веселит публику.
Надежда Антоновна Чебоксарова — Вера Алентова, Григорий Борисович — Кучумов Фоменко Николай
«Князюшка» в интерпретации Фоменко — не просто проигравшийся престарелый франт, привыкший ухаживать за дамами и строить из себя человека при больших деньгах, но и любитель нетрадиционных чувственных удовольствий. Лидия пытается раскрутить его на деньги, щедро раздавая плеточные удары. За этим занятием и застает ее супруг. К финалу без пяти минут рогоносец ее, конечно, простит, правда, с условием уехать на испытательный срок к его матушке на перевоспитание. Ведь, с точки зрения пиара, она — крайне выгодная супруга, да и как женщина его вполне устраивает.
«Богиня беззаботного счастья валится со своего пьедестала, на ее место становится грубый идол труда и промышленности, имя которому бюджет» — на этих последних словах главной героини зрительный зал взорвался аплодисментами. Публике эта несложная буржуазная философия явно близка.
«Бешеные деньги»: скромное обаяние буржуазии
Роман Козак поставил спектакль о том, что и на основе бюджетно-кредитных отношений можно создать здоровую семью.