Главный принцип «Интроданса» – «быть интересными для всех». И ему это удается. Причем не за счет нарочитого упрощения сложных вещей, «глянцево» поданного визуального ряда или подробного пересказа каких-либо историй. Напротив, в «Интродансе» не любят балетов, во время которых зритель должен сверяться с программкой как с «путеводителем по танцу». Здесь владеют искусством красиво говорить телом обо всем, даже о метафизических объектах. Например, об ангелах. «Ангелы» – название программы, которую «Интроданс» покажет в Москве.
Балеты, входящие в эту программу, сочинены разными людьми в разное время. Персонажи четырех опусов (ангелы или земные существа) имеют неземной облик, и у зрителей складывается впечатление, будто они и правда побывали в местах обитания высших существ.
В «Мессии» Эда Веббе на музыку Генделя сцена четко делится на свет и тьму, оставляя человеку место посередине. Здесь сталкиваются, но не пересекаются бренность нашей жизни и бесконечность иного мира – экспрессивно танцуют люди в черном, величаво вышагивают ангелы в белом.
«Пять поэм одной дилетантки, спетые женским голосом» – так возлюбленная Вагнера Матильда Везендонк назвала свои любовно-мистические стихи, которые композитор положил на музыку, а современный хореограф Нильс Крист превратил в танец. На фоне грозового неба мелькают мятущиеся человеческие дуэты, танцовщица ужом обвивается вокруг мужского торса, земное тяготение притягивает их к полу, а обращение к высшим силам вздымает тела в сложных поддержках. В сумраке бродит смятенный ангел, чья жизнь проходит в гуще людской жизни.
В третьем балете «Палимпсест» (хореография Тона Виххерса, руководителя «Интроданса») тема «ангелы и люди» рассмотрена более иронично. Здесь свет ярок, как на пляже, все уютно до безмятежности, а в нежные звуки скрипки вплетается баритон контрабаса. Не иначе как минималистская музыка современного голландского композитора Симеона тен Холта подвигла хореографа выпустить на сцену стайку порхающих персонажей, одетых в костюмы цвета летней лужайки. И где тут ангелы, а где люди – понять невозможно: все похожи на веселых клоунов, которые гримасничают и играют в «райское наслаждение».
Специально для московских гастролей к трем балетам добавлен четвертый – от американского хореографа Дэвида Парсонса. Прерывистые лучи стробоскопа особым способом освещают прыжки одного из солистов «Интроданса», и в зале возникает впечатление, что танцовщик находится в вечном полете, не приземляясь никогда. Чем не ангел?
Гастроли труппы «Introdans» пройдут на Новой сцене Большого театра 21, 22 и 23 января