Дураки и шуты – носители особого знания о мире. И нынешний спектакль Рощина тоже о них. В нем почти вся антология средневековых и раннеренессансных текстов и живописных работ о дураках: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, средневековые фарсы, офорты Жака Калло и гравюры Альбрехта Дюрера.
Занятый поиском новой сценической формы и увлеченный идеями Гордона Крэга об актере-сверхмарионетке, Рощин предлагает своим артистам читать книги, рассматривать картины, а потом разыгрывать сцены «по мотивам», отказываясь при этом от привычного распределения ролей. Текста как такового зрители в «Школе шутов» тоже не услышат. Он произносится намеренно невнятно и служит скорее для выражения эмоций. Зато музыка, написанная Стефаном Андрусенко (он работал с Александром Пономаревым в «Победе над Солнцем» в Российском молодежном театре), будет исполняться актерами на специально придуманных музыкальных инструментах.
«Последняя часть нашего спектакля – это опера, французский фарс о мельнике, душу которого уволок дьявол, – поясняет Рощин. – А в целом спектакль состоит из ряда фрагментов, в ходе которых подготавливается ритуальное место для совершения жертвоприношения. Хотя во имя чего готовится это жертвоприношение и какому божеству – для зрителя остается непонятным».