Мало кто знает, что среди шестидесяти опер Андре-Эрнеста-Модеста Гретри есть и «Петр Великий». Самое первое музыкально-театральное произведение об императоре было написано в 1790 году и поставлено в театре Итальянской комедии в Париже. Ничего удивительного – опера-то комическая! И вполне реальные исторические факты трактуются в ней весьма вольно.
Объединены несколько событий, между которыми в жизни реального Петра проходило по пять – семь лет. У Гретри же согласно либретто Жана-Никола Буйи все случается почти одновременно. Петр под вымышленным именем работает на голландских верфях, встречает Екатерину и женится на ней. Рядом верные подданные Лефорт и Меншиков. Последний – в опере сугубо положительный герой. Торжествует мораль, нравственность и добродетель. Эту оперу Гретри называли психотерапевтической: настолько силен ее успокоительный эффект. «Петр Великий» с образом положительного монарха появился весьма своевременно – в Париже в конце XVIII века было более чем неспокойно…
На сцене «Геликона» герои русской истории запоют и заговорят по-французски (музыкальные номера чередуются у Гретри с разговорными репликами). Но русскую тему забыть не дадут – один из лейтмотивов оперы замешан на знаменитой уже тогда «Камаринской». Впрочем, есть и изобилие зажигательных тарантелл, традиционные менуэты, бравурные марши, виртуозные арии, торжественные хоры, простые куплеты и много чего другого. Безудержной фантазии Дмитрия Бертмана и его постоянных художников Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного есть где разгуляться. Дирижировать геликоновским оркестром будет известный скрипач Сергей Стадлер.
Не так давно «Геликон» объявил еще об одном беспрецедентном проекте – Дмитрий Бертман берется за постановку оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» (1910). В соавторы приглашен Геннадий Рождественский. Дирижирование в маленьком «Геликоне», судя по всему, привлекает маэстро сложностью задачи. Он слушал, как его ученик Владимир Понькин вел в этом крохотном пространстве большие партитуры – «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Лулу» Берга, и был потрясен верным балансом, найденным между певцами и оркестром. А опера Яначека, по признанию Рождественского, тоже относится к числу так называемых тяжелых партитур. Петь будут, конечно же, на чешском (либретто составлено по пьесе Карела Чапека). Премьера состоится в конце сезона.