Новый московский мюзикл «Иствикские ведьмы» вызвал, по обыкновению, массу споров. Вашему вниманию – сначала мнение театрального критика, а затем отзывы знаменитостей.

Шоу

Пожалуй, «Иствикские ведьмы» удались польскому режиссеру Янушу Юзефовичу прежде всего как шоу. Во всяком случае, тот, кто ждет масштабного зрелища со спецэффектами, не будет разочарован. Гигантский круг превращается то в циферблат часов, то в корт, то в пляж. Технические службы не забывают вовремя «включать» и ливень, и фонтаны, и звезды. Ведьмы летают над головами зрителей и преображаются в русалок. Деррил Ван Хорн играет на фортепиано, переворачиваясь вниз головой вместе с инструментом.

Музыка

Либретто Джона Демпси и музыка Даны П. Роу оставляют желать лучшего. Сила звучания оркестра явно превосходит оригинальность музыкальной фактуры, не говоря уж о достоинствах мелодий для песен. Авторы не умудрились создать ни одного навязчивого хита. Русские тексты мюзикла (Павел Санаев и Алексей Кортнев) запоминаются исключительно благодаря навязчивым остротам фривольного толка. Сначала они эпатируют, потом забавляют, но через полчаса от однообразия сексуального юмора устаешь. Танцы, поставленные самим Янушем Юзефовичем, походят на расхожую хореографию множества других мюзиклов. В них есть заводная энергия, однако, как ею поостроумнее распорядиться, никто из постановщиков не придумал. Поэтому меломаны, балетоманы и поклонники жанра мюзикла могут недополучить впечатлений.

Герой

Главный и единственный герой «Ведьм» – демонический Деррил Ван Хорн, сыгранный Дмитрием Певцовым на пару с Алексеем Кортневым. От Певцова, которого видели мы, исходит мужской магнетизм, пускай и принимающий эксцентрические и демонстративно вульгарные формы. Лейтмотивом роли становится безжалостная ирония по отношению к обитателям и провинциальным нравам Иствика. Для Певцова – театрального актера – куда более органичен образ сильного и хорошего героя. А тут Певцов, что очень заметно, слишком старается подчеркнуть в своем дьяволе дурные наклонности. Такому Ван Хорну недостает элементарного интереса к людям, свойственного всем бесам без исключения.

Остальные

Впрочем, остальные исполнители играют так, что цинизм Ван Хорна вполне простителен: в городе Иствик нет ни одного симпатичного персонажа, судьбе которого хотелось бы сопереживать. Три главные героини выглядят слишком постными и неартистичными. Назвать их ведьмами – натяжка. Лучше и вернее – недалекими провинциалками. Конечно, возможно и такое решение. Но тогда выходит, что люди получают от дьявола именно то, чего заслуживают, – удовлетворение собственных пороков.

А если так, то получается слишком мрачная и жалкая история о несоответствии унылой провинции запросам сатаны. Вопрос в том, актуальна ли такая история сейчас для Москвы – большой столицы, где есть возможности изведать все формы свободы, самореализации и наслаждений, причем без видимого присутствия дьявола.

Нет ничего удивительного в том, что по ходу представления то и дело вспоминается ставший классикой остроумный и философичный фильм Джорджа Миллера с тем же названием. Там прочитывалась вечная история  о поисках идеала мужчины и о том, что сулит хотя бы временное сближение с этим идеалом.

7 отличий мюзикла от фильма Джорджа Миллера

1. Ван Хорн Джека Николсона ходил в штанах или, на худой конец, в шортах. Ван Хорн Дмитрия Певцова шокирует иствикское общество, щеголяя в шотландской юбочке и демонстрируя чересчур заросшие конечности.

2. В фильме Ван Хорн имел характер Дон Жуана и любил всех трех женщин, веря в талант каждой. В мюзикле Ван Хорн никого не любит, откровенно наигрывая восторги и восхищения. Хотя, впрочем, и три героини в мюзикле всего лишь глупые бездарности.

3. В отличие от мюзикла в картине Миллера журналистка Сьюки (Мишель Пфайффер) не страдала косноязычием, переходящим в недержание речи.

4. В фильме первое знакомство с Ван Хорном происходит во время скучного концерта, на котором дьявол оглушительно храпит и затем опрокидывается вместе со стулом. В мюзикле Ван Хорн торжественно «въезжает» в концертное собрание в огромном автомобиле в образе неотразимого супермена-плейбоя.

5. В картине пуританка Фелиция была абсолютно непривлекательной занудой. В мюзикле Фелиция сексуальнее всех трех ведьм, вместе взятых.

6. Фелиция – единственная жертва киношного Ван Хорна. В мюзикле она успевает угробить и своего мужа-подкаблучника (отдельный аттракцион).

7. Мюзикл портит линия, полностью отсутствующая в кинокартине. Мысль об изгнании Ван Хорна из Иствика приходит к дамочкам тогда, когда Ван Хорн в отместку начинает ухаживать за дочерью Фелиции и назначает свадьбу. Темой театрального финала стала банальная месть обиженных любовниц.