В Москву везут два шедевра — балетные спектакли испанского хореографа Начо Дуато, переворачивающие представление о красоте тела, смысле танца и возможностях балета с ног на голову.
Сцена из балетного спектакля «Многогранность, формы тишины и пустоты»
Вы когда-нибудь видели женское тело, превращенное в виолончель? Или людей, в чьих движениях чудятся то тропические лианы, то пантеры? Все эти чудеса и еще много других подстерегают вас на спектаклях одного из самых знаменитых хореографов современности — испанца Начо Дуато.
В наши широты его имя просачивалось постепенно. Во-первых, он поставил красивейший номер «Ремансо» для легендарного русского танцовщика Владимира Малахова. Во-вторых, на посту арт-директора Национального театра танца Испании сменил саму Майю Плисецкую. По совокупности заслуг получил в Москве балетный «Оскар» — театральную премию «Бенуа де ля Данс» — как талантливейший хореограф
современности. Ну и, наконец, в минувшем сезоне Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко совершил прорыв, поставив у себя 20-минутный шедевр Дуато Na Floresta — и помимо плачущих от восторга критиков получил орущий от удовольствия зал. Сейчас знаменитый испанец пятидесяти с небольшим лет вместе с возглавляемым
им Национальным театром танца Испании приезжает в Москву. С двумя спектаклями и на целых две недели — событие пропускать нельзя, и шанс попасть на него пока еще есть.
Дуато — уроженец Валенсии. Однако почитать его испанским самородком крайне наивно. До 18 лет он рос нормальным небалетным человеком. А уж затем получил самое лучшее и самое разнообразное образование, какое только можно придумать. Он учился в школе Рамбер в Лондоне. Затем в Брюсселе в школе «Мудра» Мориса Бежара и в американском театре танца Элвина Эйли. Для балета — это Сорбонна, Оксфорд и Кембридж, если что. В 1980 году его приняли в знаменитый «Кулберг-балет» в Стокгольме, а затем в Нидерландский театр танца Иржи Килиана. Там окончательно сформировался его авторский почерк. В том же театре в конце 80-х вслед за гениальным Иржи Килианом он стал постоянным хореографом.
Сегодня постановки Начо Дуато идут во всех без исключения достойных балетных театрах — от Австралийского до Королевского балета Великобритании, от Американского театра балета до Немецкой оперы.
Уже двадцать лет, как Дуато возглавляет Национальный театр танца Испании. И сумел превратить его из средненькой европейской труппы в театр с собственным стилем.
Сцена из балетного спектакля «Многогранность, формы тишины и пустоты»
Конечно, он рисковал всю жизнь оставаться в тени великого квартета живых европейских гениев: Килиана — Форсайта — Эка — Ноймайера. Но многие именно Дуато считают сегодня самым состоятельным хореографом Европы. Его стиль балансирует между босоногой неоклассикой и простым любованием красотой тела. Он не рассказывает истории, но дает внятный ряд ассоциаций. Он бесконечно поэтичен, и загадочная суть родной страны читается в его балетах очень внятно. Иногда они как будто пахнут морем. Или джунглями. Или изысканным барочным залом.
Первый гастрольный спектакль «Бесконечный сад» Дуато посвятил Чехову. Вместо иллюстрации к конкретной пьесе здесь будет попытка увидеть человеческий мир через оптику великого доктора. Второй — «Многогранность, формы тишины и пустоты» на музыку Баха — создавался десять лет назад для фестиваля в Веймаре, и именно этот спектакль стал поводом для награждения Начо Дуато «Бенуа де ля Данс».
Постановка тонкая, изысканная и очень музыкальная — удовольствие получит даже тот, кто совершенно равнодушен к искусству танца.
Балетные спектакли Начо Дуато: тело как песня
В Москву везут спектакли Начо Дуато, переворачивающие представление о возможностях балета с ног на голову.