Александр Галибин, киноактер, режиссер и худрук новосибирского театра «Глобус», поставил во МХАТе спектакль уютный и гладкий, как домашний халат Обломова. Но для современного драматического спектакля это вряд ли комплимент.
Переделать на современный лад роман Ивана Гончарова Михаилу Угарову заказал еще Олег Ефремов, но при жизни выпустить спектакль не успел. Зато в главном они договорились: Обломов – идеал цельного положительного человека, не разменявшего себя на успешные дела, соблюдение общественных приличий, создание подобающей «ячейки общества» и прочая и прочая. Драматургически эта идея выражена прямолинейно: доктор Аркадий (Сергей Шнырев – «резов и очень мил») ставит Обломову диагноз: вы, мол, больны неизлечимо, болезнь ваша называется «тотус», то есть «целый», и с жизнью эта болезнь несовместима.
Мерцает абажур. Девки-певуньи поют тягучие народные песни (многоголосным пением молодые мхатовские актрисы овладели в совершенстве, но песен так много, что они окутывают спектакль чуждым ему фольклорным маревом). Ольга Ильинская бьется за расположение Обломова с капризной настойчивостью светской львицы, не привыкшей получать отказ. Пшеницына оплетает Обломова теплыми нитками мягкой шерсти, как паук паутиной свою жертву (находка хороша, но, повторенная дважды, быстро наскучивает).
Выбирать между деятельным Штольцем (Олег Мазуров) и бездеятельным Обломовым (Алексей Агапов) как-то не хочется – оба одномерны и оба, в общем-то, малосимпатичны. Тут же вспоминаешь фильм Никиты Михалкова, конгениальный роману Гончарова, где обоих, напротив, было жалко до слез. Только Захар в исполнении тонкого актера Владимира Кашпура способен передать щемящую интонацию классического текста. А без нее, наверное, и не было смысла тревожить тень лежебоки Ильи Ильича в наше агрессивное, суетливое время.