Новые постановки современных пьес обозначили любопытную тенденцию – режиссеры забыли о главной заповеди новой драмы «В начале было слово» и выступают не трансляторами авторского текста, а его активными интерпретаторами.

Взять хотя бы свежую премьеру студии Soundrama – «Я, пулеметчик». Пьеса Юрия Клавдиева (сценариста нашумевшего сериала «Школа») – это густая, мощная пулеметная очередь боли и ненависти. В монолог главного героя, современного бандита, который за одну минуту потерял на разборке всех братков, вплетены воспоминания его деда-ветерана, косившего людей на Моонзунде. В Центре драматургии и режиссуры эту вещь ставили как классический моноспектакль. Владимир Панков подошел

к пьесе куда радикальнее: он разъял текст на части, разделил на реплики, раскрошил на междометия и, как обычно, положил на музыку. Многие номера получились весьма удачными, отдельной похвалы заслуживают исполнители главных ролей – Алексей Черных, Настя Сычева, Андрей Заводюк. Но режиссер решил поддать актуальности и одел остальных артистов в резиновые маски президентов разных стран. Мысль-то ясна: все войны – дело грязных рук политиков, а страдать – простым людям, но прием уж больно избитый и хорошую постановку захламляющий.

С пьесой Дениса Ретрова «Коммуниканты», посвященной проблемам деградации русского языка, произошла похожая история. В театре «Практика» за нее взялся Владимир Агеев. Режиссер, обычно склонный к умствованию, на этот раз поставил такую полнокровную и натуралистичную жанровую сценку, что хоть кино снимай. В бане резвятся депутат и две проститутки. Обнаженные девушки поют караоке и исполняют стриптиз с шестом, а тучный политик, сбросив простыню, смачно матерится и грозится показать кому-то кузькину мать. После такого вступления дальнейшие дискуссии героев о коммуникативных вертикалях выглядят забавно, но неубедительно. Как говорится, вербальным актом голую задницу не перешибешь.

Пожалуй, интереснее всех выступил режиссер Филипп Григорьян, поставивший в «Школе современной пьесы» Павла Пряжко. В его новой пьесе «Поле» соцартовские зарисовки про будни комбайнеров делают крен в метафизику, и герои вдруг чувствуют себя частью вселенной. Режиссер ухватился за этот жанровый слом и создал на сцене киберпространство, которое населяют люди-зомби, ставшие приставками к своим комбайнам и мобильникам. Компьютерные эффекты, техногенная музыка с отголосками Стравинского, отточенная пластика и стильные костюмы – все это прекрасно. Но пьеса, смешная и колоритная по языку, оказывается подмята эффектной постановкой. Впрочем, в «Школе современной пьесы» эту тенденцию обозначили официально. «Поле» стало первой ласточкой ее нового проекта «Класс молодой режиссуры». И это начинание можно только приветствовать: быть может, драматурги и режиссеры, наконец, найдут общий язык.