Cirque du Soleil оправдался перед московским зрителем. Новая программа Corteo — это пир как для любителей легких шоу, так и для завзятых театралов.
Cцена из шоу Corteo
Гастроли Cirque du Soleil в этом году проходят на редкость тихо. Без повсеместной рекламы, криков и сенсаций
прошлого года. Тогда, как мы помним, основатель компании Ги Лалиберте туристом слетал с Байконура в космос, а в качестве ответного жеста привез в Москву шоу Varekai. Это был не то что провал, но точно не успех.
Ведь в воображении советских граждан Cirque du Soleil — это шоу в высшем смысле, без сюсюканья, собачек и прочих вонючих тигров, завораживающее театральное действо. Поэтому на Varekai пришли все: от музыкальных критиков до театральных обозревателей. Иные заплатили кровные
Когда я собирался на нынешнее шоу Corteo (здесь придется «якать», дальше — о личном), мои коллеги кривились: ну-ну, удачи. Единственное, что вселяло надежду, — имя режиссера, швейцарца Даниэле Финци Паска. Я уже видел его спектакль «Дождь», который называли «новым европейским цирком». И это было завораживающее зрелище: на грани снов, детских восторгов и взрослой ностальгии. В стиле винтажной фотографии с гимнастами в полосатых трико и акробатками с сигаретой в зубах.
Cцена из шоу Corteo
Предчувствия не обманули — при входе в зал стало понятно, что здесь не цирк, а театр: вместо манежа приподнятая сцена и занавес в стиле модерн. Дальше сильнее. Вряд ли вы слышали, чтобы цирковое шоу начиналось словами: «И вот мне приснилось, что я умер. Ко мне на похороны пришли все, кого я знал». В этот момент занавес оказывается прозрачной завесой, за которой выстраивается безумный кортеж (по итальянски —corteo) к кровати умирающего. Карлики и великаны, нищие и франты, дети и старики. Все крутят сальто и обручи, поют и дуют в трубы. Короче, не дают умеретьспокойно. Благо слетелись ангелы, поднявшие кровать на небеса. «Не уроните, хватит того, что я уже один раз помер!» — покрикивает покойный. Последнее, что он видит, — три огромные хрустальные люстры, которые одновременно оказываются трапециями для гимнасток. Это самый потрясающий номер программы из арсенала варьете.
Герой уносится в детство — батут превращается в огромную кровать, а гимнасты в младенцев в пижамах. Вспоминает о влюбленности — вот вам пара эквилибристов. Доходит черед до трогательных родственников — и следует фантастическая сцена с лилипутами (пересказывать не буду — пропадет интрига). В этом шоу смешались не только жанры — цирковой трюк, стендап комеди, а то и вовсе ария Моцарта на бокалах. В нем, как во сне, смешались все удовольствия
Cцена из шоу Corteo
Больше всего это напоминает сцены из фильма Тима Бертона «Большая рыба». Там тоже умирающий герой вспоминает о путешествии с бродячим цирком — безумным и чудесным, как все у Бертона. Умирающему не верят — слишком красиво и остроумно, чтобы быть правдой. И лишь когда в последних кадрах у одра возникает цирковой кортеж, все понимают — зря не верили.
И последнее. О цене вопроса. Наслушавшись моих восторгов, коллеги откровенно спросили: «ОК, а сколько бы ты не пожалел за билет? Назови предельную сумму». Обычно такие вопросы охлаждают журналистов, проникших на шоу бесплатно. Так вот, откровенно: долларов 200 за два билета (чуть поближек сцене, не на галерке) я бы отдал точно. Оно того стоит.