На этой неделе фестиваль Net представляет спектакли Кирилла Серебренникова, Ивана Вырыпаева и Алвиса Херманиса, поставленные в зарубежных театрах.


Сцена из спектакля «Мертвые души»

Главная тема нынешнего фестиваля NET (Новый европейский театр) — staging abroad, то есть постановки, осуществленные режиссерами за рубежом, не в родных театрах и на чужом языке. Театральные границы уже давно не требуют виз: французы и финны ставят в Литве, латыши и болгары в Германии, венгры в Австрии, украинцы в Финляндии, англичане в России, а русские — в Риге и Варшаве. Смешение языков и театральных традиций дает порой очень интересные результаты и позволяет взглянуть на свою культуру немного со стороны.

Взять, например, Кирилла Серебренникова, поставившего «Мертвые души» Гоголя в Национальном театре Латвии. В его спектакле, как обычно, много авангардистской игры, выдумки и юмора. Все роли исполняют актеры-мужчины, поэтому особенно комично смотрится бабье царство помещицы Коробочки. А вот сцены с Собакевичем, похожим на бывалого энкавэдэшника, или с Плюшкиным, который складирует в доме трупы крестьян, способны нагнать страху. Тем более что все действие происходит в замкнутом деревянном павильоне, напоминающем гигантский гроб. Что это за гиблое место такое, становится ясно в конце, когда латышские актеры, сидя на корточках на авансцене, на ломаном русском тихонько поют: «Русь, чего ты хочешь от меня?».

Иван Вырыпаев, поставивший в Национальном театре Варшавы свою пьесу «Танец Дели», никаких национальных конфликтов не касается. Где бы Вырыпаев ни работал, в Польше или России, его интересуют только вечные, экзистенциальные вопросы. Его новая пьеса, состоящая из семи маленьких одноактовок, в чем-то похожа на игру в русскую рулетку. Во всех семи миниатюрах одни и те же персонажи, и каждому из них придется хоть раз умереть. А преодолевает смерть, как всегда, искусство — тот самый танец Дели и арии из опер Пуччини и Леонкавалло.

Латвийского режиссера Алвиса Херманиса у нас давно считают своим. Но работая в знаменитом мюнхенском театре «Каммершпиле» над спектаклем «Поздние соседи», режиссер столкнулся с совсем другой ментальностью и актерской школой. Превосходные немецкие актеры Андре Янг и Барбара Нюссе разыгрывают два рассказа Исаака Башевиса Зингера о старости и одиночестве без лишней сентиментальности, но порция лирической меланхолии от Алвиса Херманиса не позволит зрителю остаться с «холодным носом».