Балет — искусство элитарное: однако красоту балетных па и сложносочиненную хореографию могут оценить и простые смертные. VashDosug.ru составил свой рейтинг тех, кто сегодня творит историю русского балета, а также разузнал, где можно встретиться с танцем высочайшего уровня в самое ближайшее время.
Мария Александрова
Самая известная балерина Большого театра, еще студенткой она выиграла в Международном конкурсе артистов балета в Москве, а кордебалет Большого оставила, так и не успев толком в нем поработать. Несмотря на однозначный успех, Марию Александрову обвиняют в излишней спортивности, недостатке утонченности. Ее героини всегда сильны не только духом, но и телом. Образы Одиллии в «Лебедином озере», Аспиччии в «Дочери фараона», Джульетты, тем не менее, самобытные и запоминающиеся. Александрова называет своим главным достоинством искренность, уверяет, что ее можно пропустить в жизни, но на сцене «не заметить нельзя». А еще в каждом интервью балерина признается в любви своей альма-матер — Большому театру.
19 декабря Марию Александрову можно будет увидеть в Кремле на гала-концерте. Прима Большого обещает станцевать три самых знаменитых спектакля из «Русских сезонов Дягилева» — «Петрушку», «Жар-Птицу» и «Болеро». К слову, на премьеру «Жар-птицы» в Париже в марте этого года были проданы все билеты.
И еще одна немаловажная деталь — впервые в истории балета Петрушку танцует женщина, до Александровой на этот образ посягали Вацлав Нижинский, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Андрис Лиепа.
«Этот образ соответствует моему состоянию: мы все марионетки в чьих-то руках. В то же время Петрушка — сказочный персонаж, очень русский, не бездумный, а трагический. И это не мужской образ. Я по сюжету должна стать куклой, а кукла — существо бесполое».
«Прима Мария Александрова», 19 декабря, 19.00, Государственный Кремлевский дворец
Ульяна Лопаткина
Прима-балерина Мариинского театра, обласкана критиками всего мира: это о ее Одетте-Одилии как-то было сказано: «в историю русского балета вписана новая строка», сама она заслужила титул «сокровище мирового танца» и «Божественная». На сегодняшний день Лопаткина получила все существующие в России балетные призы. Балерина станцевала «Раймонду», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Баядерку»... а также всю классику двадцатого столетия. Она любит экспериментировать, постоянно расширяя свой репертуар. К примеру, Ульяна Лопаткина — балерина, решившаяся танцевать партии Плисецкой в «Кармен» и «Гибеле розы». При этом в тени великой коллеги она не осталась: свободолюбивым страстным героиням Плисецкой она противопоставила свои образы: хрупкие, христианские, трогательно-нежные.
Балерина не раз признавалась, что для нее очень важно, чтобы зритель «оторвался от своих бытовых проблем и хоть чуточку задумался о другом — любви, жертвенности, дружбе... ».
В декабре у всех москвичей есть уникальная возможность увидеть Лопаткину на «Рождественском балу». В программу праздничного вечера включены шедевры мировой хореографии. Помогать Лопаткиной восхищать зрителей будут звезды мирого балета, объединенные в одну команду — Dream Team.
Рождественский бал, 23 декабря, 19.00, Барвиха Luxury Village
Майя Плисецкая
Великая балерина (она же — хореограф, актриса, писатель), когда-то станцевав Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», навсегда вошла в историю русского балета. После этого шедевра критики называли Плисецкую «овеществленной музыкой», она стала символом русской культуры, в ее честь была названа планета. Плисецкая снималась в фильмах и написала книгу, переведенную на 11 языков и несколько раз переизданную в России.
Французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считает, что для характеристики творчества Плисецкой достаточно трех слов — «гений», «мужество», «авангард». Ее манера танца до сих пор невоспроизводима современными балеринами: большой шаг, высокий прыжок, ювелирно сделанные вращения, и, конечно, темперамент. Плисецкая никогда не следовала традициям и предписаниям: в танце, ка к и в жизни, она искала себя. «Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце — ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки», — сказала балерина в одном из интервью.
В декабре Майя Плисецкая выйдет к своим поклонникам в МАМТе — на прославленной сцене состоится гала-концерт звезд мирового балета, посвященный
Ave Майа!, 14 декабря, 19:00, МАМТ
Илзе Лиепа
Балет-gala: где увид. Источник: Балет-gala: где увид. Автор: Балет-gala: где увид
Знаменитая на весь мир артистка, принадлежащая к балетной династии, Илзе Лиепа была и остается иконой русского балета. Хрупкая, почти невесомая, эта балерина, которую полюбили не сразу. После окончания Московского академического хореографического училища её долго не брали в труппу Большого театра. Попасть туда она смогла только ценой ухода из театра своего отца — Мариса Лиепы. Все, кто знаком с Илзе лично, утверждают, что она сильная и волевая личность со своим взглядом на мир и общепризнанные ценности. Она любит требовательного зрителя, и считает, что балет — это профессия, которая учит отдавать. Лучше всего Илзе удаются характерные роли: свою славу она заслужила, станцевав в «Дон Кихоте», «Раймонде», «Ромео и Джульетте», «Пиковой даме». Балетоманы восхищались Илзе в проекте «Русские сезоны XXI век»: она солировала в балетах «Шехерезада», «Синий Бог», «Болеро».
Увидеть ее на сцене можно будет, купив билет на бенефис Николая Цискаридзе, который состоится 12 декабря. Илзе будет танцевать вместе с виновником торжества. Режиссер красочного шоу выступили брат балерины Андрис Лиепа и Егор Дружинин.
«Николай Цискаридзе в кругу друзей», 12 декабря, 19.00, Барвиха Luxury Village
Мария Абашова
Питерская звезда Мария Абашова — солистка Театра балета Бориса Эйфмана. Начинала Абашова с занятий художественной гимнастикой, но по настоянию мамы выбрала балет. Потом был конкурс в пионерлагере «Артек» и первое место: в итоге 4 года обучалась в балетной консерватории Санкт-Пёльтен в Австрии. Классическую школу русского балета Мария надолго позабыла, сделала ставку на уроки модерна. Все это ей очень пригодилось для работы в Театре Эйфмана, который, как известно, объединяет классический и современный танец с драматическим театром. За несколько лет в труппе легендарного балетмейстера балерина станцевала почти все ведущие партии: Императрицы в «Русском Гамлете», Грушеньки в «Карамазовых», наконец, Анны Карениной в одноименном балете, за которую она получила «Золотую маску».
Сама Абашова себя звездой не считает и говорит, что «высоким творчеством» не занимается. Критики Абашову знают и любят, поют дифирамбы за «сочетание идеально отточенных движений, невероятную гибкость, а главное — искреннюю игру». По мнению зрителей, Абашова умеет вжиться в образ и прожить-протанцевать чужую судьбу как свою.
Убедиться в их правоте тех и других можно будет, увидев «Анну Каренину», которую балет Эйфсмана привозит в январе в Москву. В нарочито эротичном балете Абашова исполняет главную партию. Абошова считает эту роль знаковой в своей карьере и говорит, что танцевала «по роману». «Образ Анны безумно близок мне. Как женщина я очень хорошо понимаю эту героиню».
«Анна Каренина», 13 января, 19.00, Московская оперетта