Кама Гинкас наконец выпускает задуманный год назад спектакль по гоголевским «Запискам сумасшедшего». Но роль Поприщина вместо Сергея Маковецкого в нем исполнит петербургский актер Алексей Девотченко.
Поприщин — Алексей Девотченко
Широкому зрителю он известен по сериалам «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». Лет десять назад примерно то же самое писали про Константина Хабенского, приглашенного работать в МХТ. Театральная слава питерских актеров, даже отмеченных «Золотыми софитами», до Москвы почти не долетает. К тому же Алексей Девотченко — свободный артист без постоянного места приписки. Ученик Льва Додина, он служил почти во всех питерских театрах — ТЮЗе и Александринке, имени Ленсовета и на
Литейном, в БДТ и МДТ, но нигде не прижился. Сложный характер, любовь к выпивке да еще и активная гражданская позиция: живой журнал Алексея Девотченко пестрит сообщениями о маршах несогласных, письмами в защиту Ходорковского и критикой нынешней власти. Неудивительно, что в театрах его не жалуют.
При этом Девотченко — актер редкого таланта, нервный, импульсивный, пластичный. Его Хлестаков, сыгранный в «Ревизоре» Валерия Фокина, был не то что мелким бесом, но неким инфернальным созданием, притягивающим к себе, как черная дыра. А эксцентричный Шут в додинском «Короле Лире» выглядел юродивым, способным говорить правду тирану. Таким же шутом был его Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» Григория Козлова, после которого актер, как говорится, проснулся знаменитым. Но по природе Девотченко — волк-одиночка и лучшие свои роли сыграл соло. Его визитная карточка — моноспектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», где он виртуозно меняет маски, мгновенно переходя от лирики к гротеску.
В спектакле «Записки сумасшедшего» любимый жанр актера сойдется с его любимой темой Петербурга. Девотченко — петербуржец до мозга костей. Он любит депрессивную питерскую осень и протестует против строительства «Охта-центра», который нарушит горизонтальную перспективу города. В моноспектакле «Дневник провинциала» по роману Салтыкова-Щедрина он уже играл маленького человека, которого огромный имперский город подавляет, пережевывает и выплевывает, доведя до безумия. В гоголевской инсценировке Камы Гинкаса эта тема получит неожиданное продолжение. Его героя, мелкого чиновника Поприщина, сводит с ума не столько любовь к директорской дочке, сколько страстное желание прикоснуться к миру глянца, войти в круг успешных и благополучных. И в этом смысле гоголевский текст, полный гротеска и горького смеха, звучит сегодня удивительно современно.