Болгарин Явор Гырдев — автор сильного фильма «Дзифт» и шоковых театральных постановок — выпускает в Театре Наций комедию «Киллер Джо». Слабонервных просят остаться дома.
Сцена из спектакля «Киллер Джо». В роли дочери — Юлия Пересильд
Диплом режиссера Явор Гырдев получил одновременно со званием магистра философии. С чисто философским спокойствием он превращает любую пьесу в детектив, а актеров и зрителей — в подопытных кроликов. Это он первым открыл нам Мартина Макдонаха: в его «Человеке-подушке» публику от сцены отделяла стеклянная стена, за которой били невинного человека. А в «Методе Гренхольма» Гырдев так изобразил собеседование при приеме на работу, что система подбора менеджеров показалась пыткой. Теперь Гырдев выпускает черную комедию «Киллер Джо». Ее автор — неизвестный у нас и популярный в Америке драматург Трейси Леттс (кстати, в Голливуде скоро выйдет свой «Киллер Джо» — с Мэтью Макконахи и Джиной Гершон в главных ролях). В общем, Гырдев верен себе: открыл нам отличного автора и снова ставит детектив. Накануне премьеры журнал «Ваш Досуг» побеседовал с режиссером.
Почти все ваши работы — это триллеры. Вам нравится держать зрителя в напряжении?
Я люблю пьесы, в которых острый сюжет сочетается с не менее острыми моральными проблемами. Когда перед
героями стоит необходимость выбора, рождается очень интересный тип триллера, в котором есть этическое измерение. В «Киллере Джо» оно тоже есть.
Да уж, этическое измерение: сын с отцом задумали убить мать.
Эта пьеса — о совместимости глупости с моралью. Когда мы говорим о совести, речь обычно идет о возвышенных персонажах, у которых есть мораль. А как насчет тупых? В «Киллере Джо» действуют персонажи, у которых нет интеллектуальных сил, чтобы осознать свою вину. И открывается потрясающая вещь: чувство вины срабатывает даже тогда, когда люди не знают, что оно у них есть. Отец (Андрей Фомин) и сын (Александр Новин) решили убить мать, чтобы получить страховку. По правилам, страховку может получить дочь (Юлия Пересильд), но она несовершеннолетняя и не в себе. Отец — ее опекун. В общем, они наняли киллера. Поначалу все вроде удается, но потом с героями происходит что-то, что ведет их к самоуничтожению.
Значит, древние греки правы? Они первыми поняли, что есть богини возмездия, которые мучают убийц.
Похоже, что так. Возмездие приходит к тем, кто о нем и не догадывается. В Америке таких людей, как герои пьесы
Леттса, называют white trash, «белый мусор». Они живут в ржавых трейлерах, получают пособие по безработице, пьют и совершают всякие правонарушения. Действие пьесы происходит как раз в «их» атмосфере, в такой поп-артовской трэш-среде: в фургончике, который нищее семейство нанимает для жилья. Люди эти нелепы и ужасно смешны, но в конце концов все оказывается очень трагично. Именно потому, что погибать из-за нелепости страшнее, чем по воле рока. Собственно, это открыл ваш Чехов. Он первым отнял у трагедии пафос, соединив смех со страхом и состраданием. В пьесе Трейси Леттса есть этот чеховский след. Кстати, «Киллера Джо» Трейси написал еще до «Криминального чтива» Тарантино и до Мартина Макдонаха, который начал писать под влиянием Леттса.
А как вы выбирали артистов для спектакля?
Все российские фильмы я смотрю до последней строчки в титрах — и заношу понравившиеся фамилии в список, который хранится в мобильнике. Он у меня уже длинный. Могу сказать, что Виталия Хаева, который играет полицейского Джо, подрабатывающего киллером, я впервые увидел в картине Кирилла Серебренникова «Изображая жертву».
А помните его финальный монолог в фильме? Он, капитан милиции, урезонивает отморозков — таких же, как в вашем спектакле: «Откуда вы, на фиг, сюда прилетели?..»
Да-да. Кстати, персонаж Хаева в нашем спектакле — более здравый, чем другие. Он способен взглянуть на происходящее со стороны — не потому, что коп, а потому, что другого типа человек
Несчастную мать сыграет Елена Морозова?
Нет, что вы, она играет весьма экстравагантную мачеху, а мать с этим семейством давно не живет — она развелась с отцом и оформила страховку.
Ее убьют?
Убьют. Мы планируем кошмар по полной программе. Но у нас будет, как в древнегреческом театре, где убийства происходили за сценой, а потом тела вывозили на специальной тележке и показывали зрителям. Это убийство будет за сценой, а про другие я вам не скажу.
Значит, убийств будет несколько?!
Спросите у Шекспира: он подтвердит, что одного всегда мало.