В марте «Золотая маска» привезет в Москву самые знаменитые спектакли польских авангардистов — тех, на кого снизу вверх смотрит вся театральная Европа.

«Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы


Мэрилин Монтро — Сандра Коженяк

Самый знаменитый польский авангардист, художник по образованию и арт-провокатор по призванию, пожилой мудрец с внешностью панка, Кристиан Люпа пару лет назад затеял цикл спектаклей о живых иконах ХХ века. В «Фабрике-2» он воскресил Энди Уорхола. В спектакле-инсталляции «Персона. Мэрилин» воспроизводит последний день жизни главной блондинки всех времен и народов. Мэрилин, которая, по мнению Люпы, была не только красавицей, но и выдающейся личностью, актриса Сандра Коженяк играет до того самозабвенно, что к финалу, когда эта измученная фарфоровая куколка затихает то ли на больничной койке, то ли на столе кинопавильона, у зрителя и впрямь закрадывается подозрение: а жива ли она?

Предупреждение: добрую половину сценического времени Мэрилин ходит по сцене голой, так что ханжей просят не беспокоиться

«(А)поллония» Кшиштофа Варликовского


Аполлония Магдалена Челецка

Этот спектакль называют самым провокационным представлением польского театра за все последние годы. Ученик Кристиана Люпы, знаток философии и античности 49-летний Кшиштоф Варликовский соединил мифы о жертвоприношении Ифигении и Алкесты с эпизодами холокоста. Молодая звезда Магдалена Челецка играет и античных героинь, и юную польку Аполлонию, гибнущую за то, что укрывала евреев. Спектакль идет пять часов, актеры играют нарочито холодно и отстраненно, но эмоциональный накал такой, что мурашки бегут по коже.

«Теорема» Гжегожа Яжины


Сцена из спектакля «Теорема»

Еще одному ученику Кристиана Люпы, экспериментатору Гжегожу Яжине, прославившемуся постановками экстремальных пьес вроде знаменитого «Психоза 4.48», Москва рукоплескала год назад. Тогда на «Маске» показали его спектакль «У нас все хорошо» — фантастически смешной и трагичный, в лучших традициях театра абсурда. Теперь нас ждет новый опыт Яжины — «Теорема» по сценарию знаменитого фильма Пьера Паоло Пазолини. Это завораживающее действо от начала и до конца является провокацией. Если хотите знать почему, освежите в памяти фильм, который одни называют уроком психоанализа, а другие — издевательской интерпретацией христианских мотивов.

«Вавилон» Майи Клечевской


Сцена из спектакля «Вавилон»

Оттолкнувшись от романа Эльфриды Елинек «Бембиленд», режиссер Майя Клечевская сделала спектакль-коллаж о войне и насилии. Елинек рассказывала о тюрьме, в которой американцы издеваются над пленными иракцами. Клечевская переносит действие в некое стерильное пространство — то ли бассейн, то ли морг. Три матери получают тела сыновей, убитых в Ираке, и разражаются над ними то неистовыми монологами, то глумливыми зонгами.

Внимание! Такое количество голых тел на сцене не снилось даже Кристиану Люпе.

«Небольшой рассказ» Войцека Жемильского



Четыре года назад режиссер Войцек Жемильский сделал открытие: его покойный дедушка, почетный гражданин Вроцлава, многие годы был советским осведомителем. Реакцией режиссера на шокирующую ситуацию стал этот перформанс, в котором семейные воспоминания перемежаются отрывками лекции по истории, а видеоарт — современным танцем. На «Маске» этот 50-минутный спектакль о власти памяти сыграют в крошечном пространстве Театра.doc.