Выдержав полгода ежедневных показов, «Обыкновенное чудо» завершает сезон. Но провалившись как коммерческий проект, мюзикл состоялся как театральное явление.
Волшебник — Алексей Иващенко
Мы писали о премьере спектакля Ивана Поповски в октябре, но, побывав на юбилейном, сотом, представлении, обнаружили, что постановка волшебно преобразилась. У мюзиклов ежедневного показа есть большое преимущество перед репертуарными спектаклями, которые играются пару раз в месяц, — у них есть возможность ежедневно расти. Сегодня актер повернул фразу так, завтра эдак, а через несколько недель он уже виртуозно жонглирует репликами. То, что на премьере выглядело сырым необработанным материалом, к сотому показу обретает стройность и обогащается множеством нюансов.
«Обыкновенное чудо» за прошедшие месяцы и вовсе перенесло косметическую операцию: исчезли длинноты, не слишком удачные сцены и неуместный портрет Янковского на камине. Зато появились новые исполнители. Короля теперь играет Юрий Мазихин (лауреат «Золотой маски» за роль Николая Антоновича в мюзикле «Норд-Ост»), и этот деспотичный капризный «ребенок» на тоненьких кривеньких ножках вызывает не только смех, но и сочувствие, поскольку души не чает в своей дочери. Но основной сюрприз — Волшебник в исполнении продюсера постановки Алексея Иващенко. В его устах слова «я собрал всех этих людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала» звучат не как текст роли, а как прямая речь. И рядом с этим Волшебником — уже немолодым, но по-юношески восторженным идеалистом, взбалмошным мечтателем и фантазером, способным загореться и зажечь других какой-нибудь безумной идеей, все в спектакле становится на свои места.
«Нелепо, смешно, безрассудно»... Вот безрассудство здесь — ключевое слово. Чудо в пьесе Шварца происходит вопреки логике, вопреки волшебным законам, вопреки судьбе. «Обыкновенное чудо» на Дубровке тоже поставлено вопреки здравому смыслу. Не безумие ли — вновь возвращаться на несчастливую сцену и нарываться на сравнения с великолепным фильмом Захарова? Не безрассудно ли строить немыслимой красоты декорации и покупать какую-то космическую световую аппаратуру, не будучи уверенным, что вся эта роскошь окупится? Ведь стационарный мюзикл — сложнейший коммерческий проект, который у нас могут себе позволить только крупные иностранные компании. Так что «Обыкновенное чудо» — это авантюра в лучшем смысле слова. Но в выигрыше тут остаются зрители, потому что такого красивого, светлого и жизнеутверждающего семейного спектакля на нашей сцене не было уже давно. Так что если вы еще не видели этой волшебной сказки, поторопитесь. Как сложится судьба «Чуда» в следующем сезоне — пока неизвестно.