Школьник никак не одолеет Гоголя и Островского? Не отчаивайтесь — сводите его в театр, и все будет отлично. Правда, при выборе спектаклей нужно быть осторожней, чтобы не нарваться на слишком уж авангардную версию. Накануне весенних каникул журнал «Ваш досуг» составил список самых традиционных постановок по классической русской литературе.


Сцена из спектакля Малого театра «Горе от ума»

Фонвизин

С XVIII веком все более-менее ясно. Тут особой альтернативы нет. Фонвизинского «Недоросля» вот уже 25 лет московские школьники смотрят в Малом театре. Продираться сквозь старинный язык классицизма для современного подростка — сплошное мучение, а в устах тренированных актеров Малого «Не хочу учиться — хочу жениться» звучит, как музыка. В театре «У Никитских Ворот» недавно тоже появился свой «Недоросль.ru». Но предупреждаем сразу — Марк Розовский поставил весьма облегченную и осовремененную версию пьесы, где Митрофанушка не расстается с плеером, его мамаша щеголяет в бигуди, а Стародум выглядит как натуральный крестный отец. Все это, конечно, сильно напоминает капустник, но для тех, кого от классики тянет в сон, — тоже вариант.

Грибоедов

Бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума» гораздо популярнее: она идет сегодня в пяти московских театрах, в том числе и на Таганке — в изящной и несколько хулиганской версии Юрия Любимова. Но для первого знакомства с пьесой лучше отправиться опять же в Малый. Здесь растасканный на крылатые фразы текст передают максимально бережно и не позволяют себе вольностей в трактовках. Но при этом спектакль Сергея Женовача не выглядит пыльным музейным экспонатом. А Юрий Соломин в роли Фамусова просто чудо как хорош: не брюзжащий старикан, а заботливый отец и обаятельный ловелас, который еще даст фору молодым.

Гоголь


Хлестаков — Даниил Страхов, Городничий Леонид Каневский

Комедии Гоголя на столичных подмостках бьют все рекорды: и «Женитьба», и «Ревизор» сегодня идут в десяти московских театрах. Но выбрать хорошую постановку при этом не так легко. Уж больно вкусно тут выписаны роли, и слишком велик соблазн превратить пьесу в актерский бенефис. В такой откровенно бенефисной манере сделана «Женитьба» Марка Захарова с участием ленкомовских звезд — Чуриковой, Захаровой, Збруева и Броневого, как и постановка в «Маяковке», где «звездят» Костолевский, Лазарев, Симонова и Немоляева. В МХТ им. А.П. Чехова комедию Гоголя превратили в откровенный эстрадный капустник с участием «городошника» Стоянова, а в «Табакерке» в довольно вялую мелодраму. Так что для семейного просмотра остается посоветовать старый спектакль Сергея Арцибашева в Театре на Покровке — веселый, уютный и музыкальный. Что касается «Ревизора», запомните: категорически не советуем вести ребенка в Театр Моссовета, ибо постановка Нины Чусовой с Гошей Куценко в главной роли больше всего смахивает на разгульную вечеринку в ночном клубе. В Театре на Малой Бронной Сергей Голомазов попытался перенести действие пьесы в сталинское время, но ограничился лишь советским покроем костюмов, и спектакль получился невнятным. Так что остается выбирать между молодежным комедийным «Ревизором» в Театре им. А.С. Пушкина и классической постановкой Малого — предсказуемой, но добротной иллюстрацией хрестоматийного текста.

Островский

Нет нужды спорить с тем, что самый правильный Островский — в «доме Островского» (так называют Малый театр, перед входом которого установлен памятник драматургу). Но за пьесами из школьной программы придется идти в другие театры. «Грозу» нужно смотреть в ТЮЗе: Генриетта Яновская освободила несчастную пьесу от налипших штампов про «луч света» и «темное царство» и поставила пронзительный спектакль о трагическом превращении девочки в женщину. Так же, вопреки расхожим представлениям, сделана «Бесприданница» в «Мастерской Петра Фоменко». Вместо разудалой цыганщины и колоритных купцов — интеллигентные дамы и господа, вместо жирных красок Кустодиева — изящная графика. Наплевав на каноны и традиции, Фоменко предлагает зрителям внимательнее вчитаться в текст. И оказывается, что нелепый Карандышев (Евгений Цыганов) достоин сочувствия не меньше, чем погубленная им Лариса (Полина Агуреева). Без накладных бород и самоваров обошлись и в «Сатириконе», где Константин Райкин поставил «Доходное место» — пьесу о фатальной несовместимости высоких идеалов и необходимости кормить семью. Не беда, что вместо реалистических декораций тут офисная мебель на колесиках. Для истории современного конформиста антураж подходящий и сути пьесы не противоречащий. А вот «Лес» в МХТ им. А.П. Чехова слишком радикален, чтобы служить подспорьем в освоении школьной программы. Кирилл Серебренников перенес действие пьесы в советские годы и превратил поместье Гурмыжской в номенклатурную дачу.

Чехов

Это только кажется, что Чехова у нас хоть ложкой ешь, а на деле хороших постановок — раз, два и обчелся. С «Тремя сестрами» еще куда ни шло — есть достойный выбор между спектаклями «Мастерской Петра Фоменко» и «Современника». В первом сестры Кутеповы с Галиной Тюниной плетут изящные театральные кружева, а во втором Чулпан Хаматова играет любовь не на жизнь, а на смерть. «Дяди Вани» тоже имеются в ассортименте: хотите традиционной игры — вам в Театр Моссовета к Андрею Кончаловскому, а за хорошей режиссурой отправляйтесь в Театр Вахтангова. И не бойтесь, что подросток не поймет авторского метафорического театра Римаса Туминаса, где трагедия шагает бок о бок с буффонадой. Пусть пьеса останется для него загадкой, но зато он почувствует ее глубину. Неплохая постановка «Вишневого сада» имеется в Молодежном театре. Алексей Бородин и молодые артисты РАМТа тут не открывают Америку, а доверительно рассказывают историю зрителям, сидящим прямо на сцене. А вот с «Чайкой» нам не повезло. Легендарный спектакль Олега Ефремова в МХТ теперь играют крайне редко и, говорят, собираются совсем снять. А остальные постановки не назовешь удачными. Так что это тот случай, когда лучше дать ребенку книгу.