На сцене Театра на Малой Бронной показывают премьеру комедии «Уйти нельзя остаться», поставленной по пьесе . А вообще в Москве сейчас идут сразу три спектакля по алленовским пьесам, в кинотеатрах показывают его последний фильм «Ты встретишь таинственного незнакомца», а в книжных магазинах продаются сборники его эссе. Журнал «Ваш досуг» решил разобраться в природе популярности этого человека.


Вуди Аллен и Скардлетт Йоханссон

Представим себе ситуацию. Один из участников Comedy Club, не получивший даже элементарного образования, вполне успешно играет роли второго плана и пишет довольно веселые, но банальные сценарии с шутками ниже пояса. Идут годы, он отдает рассказы в лучшие журналы, те охотно их печатают. В ведущих московских театрах идут его пьесы, построенные на нехитрых гэгах из стендап-комедий. А тут еще и звонят с «Мосфильма» с предложением глянуть сценарий Никиты Михалкова. Наш герой не только переписывает сценарий, но и заявляет, что не хочет видеть Никиту Сергеевича в главной роли. С ним угодливо соглашаются, Михалков опускает руки и начинает играть по правилам начинающего сценариста. Выходит один фильм, следом за ним другой, и вот уже лучшие актеры стремятся сняться у вчерашнего недоучки из Comedy Club, и все наперебой уверяют его, что он — гений похлеще Бергмана и Антониони, вместе взятых. Идут годы, нашему герою — 75, он делает то же самое, что лет 50 назад, и ему возносят осанну по всему миру. Абсурд? Глупая выдумка? Ничего подобного. Именно так Вуди Аллен пришел в кинематограф, литературу и драматургию.
 
Сцена из спектакля «Уйти нельзя остаться»

Творческий метод Аллена-кинорежиссера прост до гениальности: начиная с дебюта 1965 года «Что нового, киска?» он снимает фильмы о себе — рефлексирующем еврее, вечно попадающем в передряги из-за своих слишком раскованных шуток и сексуальных похождений. Безусловно, его фильмы не чужды «интеллектуального юмора». Это когда можно смеяться над евреями, феминистками и гомосексуалистами, зная, что тебя за это не только не освищут, но еще и очередную премию вручат. А теперь вопрос: стоит ли ходить на фильмы, которые мэтр печет быстрее горячих одесских пирожков, если с таким же успехом можно пойти в «Чебуречную» и побеседовать там о смысле жизни с соседом? Поверьте, если этот сосед окажется евреем с чувством юмора, час-полтора незамутненной радости вам обеспечены.

Как писатель Аллен известен в России благодаря двум сборникам — «Шутки Господа» и «Риверсайд-драйв» и книге интервью с журналистом Стигом Бьоркманом. Все три книжки изобилуют «остроумнейшими» афоризмами вроде «Все-таки лучше быть богатым, чем бедным», «Бога нет. А в выходные даже водопроводчика не доищешься», «Вечное Ничто — штука неплохая, нужно только успеть одеться соответственно». Если бы эти остроты вылетали из уст Е. Петросяна, их бы сочли дурным тоном, однако в исполнении очкастого невротика они превращаются в образец отточенного юмора.

На московской сцене сейчас идут сразу три спектакля по пьесам Аллена: «Бог» (постановка Виктора Шамирова в Театре им. Моссовета), «Пули над Бродвеем» (Театр им. А.С. Пушкина, режиссер Евгений Писарев) и совсем свежая Riverside Drive (Театральный центр «На Страстном», постановка Александра Созонова). Содержание всех трех пьес укладывается в формулу «рефлексирующий интеллигент в поисках лучшей доли плюс мешанина из стеба, обыгрывания классических цитат и типично одесского юмора на фоне Нью- Йорка». В «Пулях над Бродвеем», например, рассказывается почти детективная история молодого драматурга, который берет деньги на бродвейскую постановку своей пьесы у мафиози, а взамен обязуется отдать главную роль бездарной любовнице своего «спонсора». Герой Riverside Drive — тоже драматург, только к нему подваливает не бандит, а городской сумасшедший, уверенный, что у него украли сюжет фильма. Догадайтесь, чьи злоключения живописует Аллен в «Боге». Ну да, разумеется, — незадачливого автора пьес, даром что действие происходит в Древней Греции, а главный приз не «Оскар» или «Тони», а золото Олимпиады.


Кадр из фильма «Ты встретишь таинственного незнакомца»

В туманном Лондоне, где нынче обосновался «манхэттенский сиделец», живет писатель-остроумец Шеридан Симов. Он только что выпустил книгу «О чем все мужчины думают помимо секса». В ней больше 200 страниц, и все — пустые. Месседж был по достоинству оценен покупателями и критикой: уже не первую неделю книга возглавляет топ продаж. Успех Вуди Аллена — явление того же порядка.

И знаете что? Может, не стоит тратиться на алленовские фильмы, пьесы и книги, а подкопить денег и слетать в «столицу мира»? Это лучшее место, чтобы в два счета понять: жизнь намного богаче бесконечного алленовского сериала.