Опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» — редкая гостья на российской театральной сцене. Этот «музыкальный деликатес» москвичи увидят уже в мае. Спектакль тянет на сенсацию: три заглавных женских партии исполнит оперная примадонна Хибла Герзмава.
Для своей единственной «серьезной» оперы король французской оперетты Жак Оффенбах, наводнивший Европу лучезарной музыкой, выбрал сложную, если не сказать сюрреалистическую историю. В центре повествования — знаменитый немецкий сказочник Эрнест Теодор Амадей Гофман. Его реальная судьба, плюс три самых зловещих новеллы — «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель» — и легли в основу сюжета. Получилось странное зрелище — романтическое и гротескное. Главный герой (собственно Гофман) — на грани безумия. Он мечется между реальным миром и иллюзорным. Больное воображение рождает «химеры»: механическая кукла, танцующая эротический вальс, зеркало, которое похищает душу, говорящая картина...
Надо сказать, кошмары мучили Гофмана и в реальности. И ночью, и днем. Ночью призраков отгоняла жена, а днем спасало вино, которое он потягивал бутылку за бутылкой в берлинском погребке Люттера и Вегнера. Но ни жена, ни призраки не мешали Гофману влюбляться. Любовь, по сути, и была его главным кошмаром.
Преступное влечение
Талантливый писатель, он был еще и музыкантом, сочинявшим под псевдонимом Иоганн Крейслер. Самые бурные романы Гофмана — с несовершеннолетними ученицами — начинались во время уроков, которые он давал девушкам.
Последней его любовью стала молоденькая певица Иоганна Эунике. Возможно, поэтому в «Сказках» главный женский персонаж — оперная примадонна Стелла. Безнадежно влюбленный (и в стельку пьяный) герой рассказывает другу о прежних любовных похождениях. До Стеллы у него было три любовницы. И все — со странностями. Первая — Олимпия — оказалась механической куклой. Второй, талантливой певице Антонии, запрещали петь, иначе она умрет. А третья — куртизанка Джульетта — украла отражение Гофмана.
Ужас в театре
«Сказкам» как-то сразу не повезло. Сначала умер Оффенбах, так и не закончив сочинение. Потом дописывавший оперу композитор Эрнест Гиро не успел к премьере в парижской Опере Комик, и директор театра «выбросил» весь третий акт. А в 1881 году «Сказки» превратились в настоящий триллер: во время представления в Вене начался пожар, и театр сгорел вместе со зрителями. После этого об опере стали поговаривать как о приносящей несчастье, и какой-то период не находилось желающих ставить «Сказки».
Впрочем, и для исполнителей «Сказки» — совсем не подарок. Вокальные партии настолько сложны, что порой кажется — это «сложность ради сложности»: изысканные фиоритуры, невероятные пассажи, интервальные скачки. По мистическому флеру фантастическая опера Оффенбаха сродни «Фантасти-ческой симфонии» Берлиоза. Но хотя в центре внимания «сумрачный германский гений», здесь нет-нет да и вылезут французские «ушки»: то вдруг послышится парижский городской романс, то почудится опереточная буффонада.
Не уезжайте, оставайтесь
Московская публика впервые увидела «Сказки» в 1885 году. Позже оперу ставили в нескольких петербургских театрах, а после революции о ней напрочь забыли на несколько десятилетий.
МАМТ не равнодушен к Гофману и Оффенбаху. Именно здесь в