Только что вручили «Золотую маску» — главную театральную премию страны. Журнал «Ваш досуг» рассказывает читателям, зачем и когда нужно смотреть спектакли-победители.
Драматический театр
Лучший спектакль большой формы
Сцена из спектакля «Дядя Ваня». Войницкий — Сергей Маковейцкий, Астров — Владимир Вдовиченков
В том, что спектакль Римаса Туминаса сорвет банк, никто не сомневался. Работ такого уровня в прошлом сезоне больше не было. «Дядя Ваня» — на редкость целостная постановка с нетрадиционным взглядом на Чехова. Здесь нет привычной чеховской атмосферы — кружев, усадеб, нервных барышень. Все персонажи — фрики на грани карикатуры, все характеры преувеличены. И только Сергей Маковецкий играет живого человека. Идти на спектакль нужно прежде всего ради него: эту роль критики не зря назвали «лучшей ролью Маковецкого». Но и остальные «компоненты» спектакля — архиважны: и блестящий актерский ансамбль (в спектакле также заняты ВладимирСимонов, Анна Дубровская, Людмила Максакова и Владимир Вдовиченков), и музыка Фаустаса Латенаса, и даже маленькая роль няни в исполнении старейшины театра Галины Коноваловой.
Театр им. Евг. Вахтангова
Расписание
Лучший спектакль малой формы
«Триптих»
Сцена из спектакля «Триптих». Дон Гуан — Кирилл Пирогов, Донна Анна — Галина Тюнина
В постановке по трем пушкинским произведениям — «Графу Нулину», «Каменному гостю» и «Сцене из Фауста» — нам открылся совершенно новый и неожиданный Петр Фоменко. Не мастер изящных кружев и упоительной театральной игры, а саркастичный философ. Водевильный анекдот первой части тут сменяется злым гротеском и инфернальными сценами в аду. Это самый мрачный спектакль мастера и вместе с тем — самое изобреттельное зрелище по части сценических эффектов. Ради них, да еще вдохновенной игры Галины Тюниной и Кирилла Пирогова «Триптих» и стоит посмотреть.
Мастерская Петра Фоменко
Расписание
Лучшая женская роль — Ольга Яколева
«Обрыв»
Инсценировка Адольфа Шапиро по роману Тургенева — пример добротного и немного старомодного психологического театра. Самое ценное здесь — легендарная Ольга Яковлева, муза Анатолия Эфроса, исполняющая роль бабушки главного героя Татьяны Марковны. Ее филигранное мастерство хоть отчасти позволяет представить себе уровень старой актерской школы и оценить масштаб личности на сцене.
МХТ им. А.П. Чехова
Расписание
Лучшая мужская роль — Игорь Гордин
«Кроткая»
Повесть Достоевского — серьезное испытание для актера. Театралы помнят, как в роли самолюбивого закладчика, доведшего жену до самоубийства, блистал Олег Борисов. Ученица Камы Гинкаса Ирина Керученко решилась повторить этот опасный номер и не ударила в грязь лицом. В камерном пространстве Белой комнаты ТЮЗа, в двух шагах от зрителей, герой Игоря Гордина выворачивает душу наизнанку, терзаясь любовью и ненавистью к зависимому от него существу, и ни секунды не фальшивит. В общем, Достоевский с полным погружением.
Лучшая работа художника по костюмам — Мария Трегубова
«Тарарабумбия»
Постановка сделана в жанре дефиле. В честь
Школа драматического искусства
Расписание
Музыкальный театр
Лучшая работа режиссера, дирижера и художника по свету
«Воццек»
Сцена из оперы «Воццек»
Гвоздь сезона. Опера австрийца-экспрессиониста Альбана Берга в новаторской постановке Дмитрия Чернякова и его же стильных декорациях — пример модного европейского театра, какого у нас днем с огнем не сыщешь. Чтобы осовременить эту мрачную историю убийства времен Первой мировой, режиссер перенес действие в наши дни, в типичные икеевские клетушки, где люди сходят с ума от скуки обыденности. А благодаря филигранной работе дирижера Теодора Курентзиса сложная музыка Берга звучит, как прозрачная баховская кантата. «Маску» дали также и художнику про свету Глебу Фильштинскому.
Лучший балетный спектакль
«Шесть танцев». «Маленькая смерть»
Сцена из балета «Маленькая смерть»
Если бы можно было скрестить Феллини с Гринуэем, а потом превратить этот странный микс в танец, получился бы Иржи Килиан — эксцентричный, саркастичный и сексуальный. У знаменитого чеха и одного из главных хореографов мира конкурентов нет, зато множество подражателей. «Маску» ему вручили за два одноактных балета, впервые представленных в России с артистами Театра Станиславского. Точеный рисунок «Маленькой смерти» и игривуюстихию «Шести танцев», пародирующих галантный XVIII век, они освоили в совершенстве.
Лучший спектакль в категории «Новация»
«Гвидон»
Создавая оперу по мотивам поэзии Хармса, композитор-авангардист Александр Маноцков стремился к синтезу всех искусств. В его партитуре переплелись церковные гимны и фольклор, фуги и восточная музыка. Порою все это напоминает богослужение, порою — народное гулянье с частушками. Зрелище крайне экстравагантное. Интересно, что сам Хармс предстает тут не безумным чудаком в клетчатом костюме и с нарисованными собачками на щеках (каким он и был по жизни), а поэтом-философом, который напрямую общается с Богом.
Школа драматического искусства
Расписание
Лучшая работа художника по костюмам — Сергей Бархин
«Кафе «Сократ»
Французская авангардная опера начала XX века — редкий гость на нашей сцене. «Кафе «Сократ» объединил две одноактные оперы французских композиторов Эрика Сати и Мариуса Мийо. Сто лет назад эта парочка шокировала французскую публику своей дерзостью. Произвести впечатление на современных московских зрителей удалось прежде всего благодаря костю-мам Сергея Бархина. Трех греческих философов тут играют тетеньки с накладными бедрами и очками-велосипедами, а матросы носят суконные бороды и клоунские носы. И эта шутовская стилистика сразу переносит зрителя в кабареточную стихию Парижа начала века.
Спецприз жюри Наталье Ледовской
«Эсмеральда»
В реконструированном балете Владимира Бурмейстера, одного из лучших советских хореографов, Наталья Ледовская сыграла ту же роль, что и десять лет назад, — юной Эсмеральды, в которую влюблен Квазимодо. И осталась так же убедительна и вдохновенна. Ледовская — не просто техничная балерина. Она — танцующая актриса, которая говорит не только прыжками, но и глазами, жестами, мимикой. Такой тип артистки — находка для популярного в советское время драмбалета, а в наше время — вообще раритет.