Не за горами XIX Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, в этом году планирующий яркую вылазку в Москву.


Сцена из балета «Легенда о любви»

Человек-тайфун Валерий Гергиев только что побаловал столицу программой Пасхального фестиваля, где в изобилии представил симфонический оркестр, хор и роскошных певцов Мариинского. Теперь настала пора уравновесить впечатления: с главного фестиваля Мариинского театра, «Звезд белых ночей», который откроется 23 мая выступлением Анны Нетребко в «Любовном напитке» и залпом грандиозных оперных гала, в Москву отправят сугубо балетный трехдневный десант. От нашего праздника вашему, так сказать, на экспорт.

Афиша у мариинцев беспроигрышная: два дня (26 и 27 мая) дают знаменитую «Легенду о любви» в разных звездных составах, на третий (28 мая) — обильный гала-концерт, где каждый сможет найти для себя нечто любимое. Рожденная на сцене Мариинки трехактная «Легенда...» стала в свое время революцией стиля и началом взлета будущего самодержца советского балета Юрия Григоровича. Хореограф ныне готовится к 85-летию, но его лучший спектакль неплохо выглядит. Душераздирающая мелодрама с музыкой Арифа Меликова и сценографией Симона Вирсаладзе повествует о восточной царице, жертвующей ради спасения сестры собственной красотой. И все бы ничего — мало ли что случается в южных семьях, — но обе героини влюбляются в прекрасного камнетеса, что дает повод к драме и изысканным танцам. В первый вечер сцену украсят присутствием Ульяна Лопаткина, чья царственная и властная Мехмэнэ-Бану близка к эталону, и юная Алина Сомова, знающая толк в безоглядной страсти; с мужчинами в этом составе не столь радужно. Зато на следующий вечер акценты сместятся. Ведущие женские протагонисты — рафинированная «мисс техничность» Мариинского Виктория Терешкина и бойкая «мисс непосредственность» Екатерина Осмолкина, а пару им составят безупречно восточный Николай Цискаридзе (специально приглашенный Мариинским) и брутальный Юрий Смекалов. Похоже, балет-«шестидесятник» в этом прочтении будет смотреться очень современно.

В последний день гастролей будет праздник у поклонников Екатерины Кондауровой, лауреата последней «Золотой маски» и очень перспективной балерины Мариинки. Национальную премию она получила за роль Анны Карениной в балете Ратманского, и сейчас нарастит галерею своих трепетно-железных леди ролью Кармен в одноименном балете кубинца Альберто Алонсо. Эта «Кармен-сюита» тоже из шестидесятых, в России обжилась благодаря Майе Плисецкой, а с недавних пор при отсутствии достойной альтернативы сделалась ходовым спектаклем балеринских бенефисов. Во втором отделении Мариинский балет танцует по правилам супермаркета. Для поклонников чистой классики предусмотрены па-де-де: из «Жизели», на музыку Чайковского и на музыку Обера. Для патриотов — хореографические миниатюры «Русская» и «Расставание». А безупречным оптимистам надо дождаться «Тарантеллы» Баланчина, чтобы понять: Мариинский балет скорее жив, чем мертв, и, соглашаясь на гастроли, человек-тайфун Валерий Гергиев хотел сказать именно это.