Нынешнее лето — счастливая пара для поклонников танцевальной культуры: Большой театр радует премьерами, всемирно известные мэтры привозят свои шедевры на Чеховский фестиваль, стартуют гастроли театров танца из Америки и Италии. VashDosug.ru представляет обзор постановок, билеты на которые стоит покупать уже сейчас.

Большой театр


Сцена из балета «Chroma». Royal Ballet, 2006 год

Главный театр страны под занавес театрального сезона и так сказать на десерт представляет два одноактных балета. Первый — «Симфония псалмов» поставлен еще в 1978 году гениальным голландцем Иржи Килланом. Пропустить российскую премьеру знатного хореографического опуса на музыку Игоря Стравинского никак нельзя. Килиан поставил философский балет о войне. Здесь горе есть молитва, а боль и бедствия человеческие — освобождение от земных оков. Обещают роскошный кордебалет и пронзительный моно-танец женщины в слезах.

Второе открытие — балет «Chroma», поставленный Уэйном МакГрегором для компании «Royal Ballet». Критики назначили его выдающимся, — впервые сумели станцевать цвет. Под музыку Джона Тэлбота в аранжировке рок-группы White Stripes чистый белый оттенок проявляется через движения танцоров. К слову, хореография МакГрегора хоть и агрессивна, но бесконечна эффектна. Кроме этого, впечатляет минималистический подход к декорациям.

DanceInversion 2011


Сцена из балета «В/нутри»

Один из самых крупных и популярных форумов современного танца в России стартует в Москве в июне. На сцене МАМТ можно будет лицезреть все направления танца. Будет и чистый contemporary dance, и эксперименты академических балетных трупп. В июне и июле стоит обратить внимание на представления Американсого театра танца Элвина Эйли.

Балеты знаменитой труппы одноактовые, поэтому смотреть предлагается сразу по три. Яркий «В/нутри» — это балет одного танцора, он будет выдавать немыслимые па под чудную музыку Нины Саймон. В «Ночном существе» Элвина Эйли артисты станцуют любовь духов. Двигаться они будут ни много ни мало под музыку Дюка Эллингтона. Самый американский балет из программы фестиваля, несомненно, «Откровения». Песни-проповеди и джаз-блюз спроецированы в движения танцоров, задача которых раскрыть зрителю феномен американской ментальности. Стоит также обратить внимание на «Любовные истории», в хореографию которых эффектно включены хип-хоп-элементы. И на «Помазанника», в котором под музыку Моби на прочность испытывается человеческое тело.

Фестиваль классического балета


Сцена из балета «Коппелия», Театр классического Балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева

Свою сцену для самого изящного из искусств предоставила этим летом «Новая опера». Здесь балетоманам следует наслаждаться классикой балета. Самого пристального внимания заслуживают классические балеты Театра Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Мэтры отечественного балета, они не стали изобретать велосипед — качестве изысканного угощения публике приготовлены золотая триада П.И. Чайковского («Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица»), «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, «Спартак» А.И. Хачатуряна и др.

Летние балетные сезоны в РАМТе


Сцена из балета «Шансон» театра «Баллето ли Миллано»

Для тех, кто летом остался в городе, «Сезоны» традиционно представляют шанс приобщиться к классике русского балета. Постановки Pуссого Националього Балетного Театра, Театра Балета Классической Хореографии не имеют ничего общего с модой на эксперименты. В лайна-апе «Сезонов» — только знаковые для русской культуры «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и т. д. и т. п.

На общем консервативном и очень русском фоне выделяется программа театра «Баллето ли Миллано». Итальянцы везут в российскую столицу два балета — «Шансон» и «Ромео и Джульетту». «Шансон» представляет собой вереницу балетных картин, не связанных друг с другом, но объединенных французской песней. Языком танца зрителю расскажут о любви и безразличии, встречах с одиночеством и настоящей дружбе. Трагическую история двух малолетних влюбленных «Баллето ди Миллано» обещает показать на современный лад, а это значит не обойдется без откровенных сцен и минимальной сценографии.

Х Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова


Сцена из балета «Ботаника» Мозеса Пендлтона

Грандиозное действо от всегда рискующего и почти всегда выигрывающего Мэтью Боурна получило в высшей степени отличную критику по всему миру, теперь очередь дошла до Москвы. 16 раз у нас покажут скандальный балет «Золушка». Действие перенесено в Лондон 1945 года, а условная Золушка ждет не принца, а летчика ВВС Великобритании. Гениальная музыка Прокофьева отлично ложится на необходимую в такой интерпретации сказочного сюжета тревожную атмосферу. Может ли сказка быть сказкой про войну, решать зрителю, но в любом случае сильные впечатления от зрелища гарантированы. Также стоит полюбопытствовать и открыть для себя балеты американца Мерса Каннингема. Его «Biped», «Xover» и «Тропический лес» покажут в первый и последний раз, так как в 2009 году, умирая, мэтр повелел распустить труппу в конце 2011 года. Каннингем всегда работал в контакте с культовыми художниками и музыкантами, тем самым превращая балет в перформанс, в которых танец, звук, цвет и музыка всегда на равных. Так, например, «Тропический лес» знаменит электронной музыкой Дэвида Тюдора и придуманными Энди Уорхолом серебристыми подушками, плавающими над сценой. А Xover — урбанистической партитурой Кейджа (наложение шумов на фрагменты речи).

Новый спектакль хореографа, обожающего визуальные эффекты, Мозеса Пендлтона называется «Ботаника» и погружает зрителя в мир растений. Стебли и листья, цветы и ветки... — оказывается, гармонию природы можно доказать алгеброй человеческого тела. Видео-фантомы и зеркальные обманки действуют как гипноз, и еще долго после вам будут сниться удивительно красивые сны. Под занавес фестиваля балетоманам предстоит пробежка по репертуару полюбившегося Москве Национального театра танца Испании. Gnawa, Аrcangelo, Flockwork, Noodles, White Darkness — все балеты стоят того, чтобы их увидеть. Безграничному полету фантазии Начо Дуато, прописавшегося в России, обязаны успехом балет Gnawa о культуре племен Сахары. Аrcangelo — воспевающий итальянское барокко с его стремлением выяснить всю правду об Аде и Рае. Наконец, White Darkness — мистическое действо, в основу которого положена проблема наркотиков. Хореограф Александр Экман будет представлен на фестивале постановкой Flockwork. Нечто вроде коллективной инсталляции призвано символизировать общественные системы и движение человеческих масс. Филипп Бланшар покажет Noodles, в котором попытается разгадать тайну подсознания. Здесь и про насилие будет, и про творчество Бэкона. Короче, не пропустите.