Три спектакля знаменитой «Мерс Каннингем Данс Компани» на Чеховском фестивале — часть мирового прощального турне.


Сцена из спектакля  «Мерс Каннингем Данс Компани»

Даты жизни Мерса Каннингема стоят того, чтобы их сразу же упоминали: 1919–2009. Этих лет ему бы хватило, даже чтобы дождаться славы в России, а уж в Америке тем более. Когда он только-только начал заниматься танцем, ему важно было не затеряться на фоне великих мам американского модерн-данса Мари Вигман и Марты Грэхэм. Что он и сделал: Мерсу как-то сразу показалось, что великая Вигман, в чью труппу он пришел зеленым юнцом, слишком уж много толкует о душе и теле. Строптивый артист решил противопоставить стереотипам метод случайности, выбирая движения, их рисунок, порядок и даже звуковое сопровождение методом тыка. И неизвестно, чем бы все это закончилось, но рядом с ним оказался такой же недовольный действительностью композитор — Джон Кейдж. Тот самый Кейдж, что написал шедевр-манифест «4.33» — четыре с половиной минуты тишины, музыкальный аналог «Черного квадрата».

Каннингему досталась слава одного из отцов-основателей современного танца, а его труппе — многочисленные турне. Из его опытов растет добрая часть всех нынешних танцэкспериментов: именно он придумал, что танец может иметь собственную гравитацию, а человеческое тело — нестандартную координацию, не подчиняться античной эстетике. Чтобы первоисточник идей не размывали, перед смертью он завещал своей труппе двухлетнее прощальное турне по миру с оригинальными постановками, а затем — роспуск и работу на свое усмотрение.

У нас есть шанс посмотреть последнего из могикан в первоисточнике в трех спектаклях. В Biped (1999) камера переводит в цифровое изображение на экране движения от сенсоров, закрепленных на теле артистов. Xover (2007) интересен не только мыслью Каннингема, но и саундтреком Джона Кейджа и декорациями-костюмами Роберта Раушенберга. А краткий «Тропический лес» (1968) и вовсе живая хрестоматия современного искусства, его не только ставил Каннингем, но и оформлял Энди Уорхол. Не напрасно возобновление этого спектакля финансировали Госдепартамент и посольство США в Москве.