Театр танца Марии Пахес из Испании представит на Чеховском фестивале авторскую разновидность фламенко. Будет много стихотворений, живого вокала и музыки.


Повод для включения в программу Чеховского фестиваля спектаклей из Испании официален: идет перекрестный год русской и испанской культур. Впереди нас ждут большие гастроли Национального театра танца из Мадрида, а пока — спектакль фламенко «Автопортрет» Театра танца Марии Пахес. В мире этот классический испанский танец — подобно классическому индийскому — почитается как полноценный самостоятельный жанр. Гастрольные афиши крупных городов, особенно летом, обязательно разнообразит какая-нибудь труппа фламенко. Их известность и профессиональный уровень самые разные, но залы заполняются исправно. Даже традиционный балет не стесняется черпать в этом источнике вдохновение, вспомнить хоть «Треуголку» Лорки Мясина, а если судить по последнему московскому конкурсу «Бенуа де ля данс», академический танец будет прирастать испанскими мотивами и дальше, и активнее.

Как ни странно, Россия тоже в тренде: обаяние южных страстей в прошлом веке умножилось на политику. Теперь к народным любимцам Кристине Ойос, Карлосу Сауре, Антонио Гадесу и не танцующему Пако де Лусиа может добавиться Мария Пахес.

В «Автопортрете» она режиссер, сценограф, автор костюмов и хореограф, в последнем случае с ассистентом Хосе Барриосом, ставившим фарукку и сапатеадо. Кроме Марии Пахес на сцене будут еще восемь танцовщиков, плюс вокалисты и музыканты, как принято во фламенко. Спектакль состоит из четырех частей, и режиссер дала им емкие названия — «Танец», «Поэзия», «Труппа», «Свобода» — которые предполагают обобщенность и широту трактовок. Любящий истории зритель увидит в них всегда захватывающий путь артиста от владения ремеслом к искусству. А зритель, готовый к обобщениям, разглядит в спектакле мысли о человеческом уделе осмысления себя, пространства, истории, традиции; поиск своего места и божьей гармонии. Особая пометка для русского зрителя: идею сделать большой спектакль-автопортрет Марии Пахес подарил Михаил Барышников. Наверное, он понимал, что все получится.