Блюз, спиричуэлс и классический балет: в рамках Международного фестиваля современного танца DanceInversion-2011 в Москву приезжает легендарный Американский театр танца Элвина Эйли.


В тридцатые годы прошлого века – к моменту появления на свет Элвина Эйли – афроамериканцы Техаса твердо знали, что у них есть только два социальных лифта: бокс и баскетбол. Между тем темнокожий подросток, воспитанный в традиционной баптистской семье с самым традиционным укладом, в 11 лет пошел по случаю учиться танцам и увлекся настолько, что решил посвятить им жизнь. Заодно обнаружив для соплеменников еще один способ если уж не занять достойное положение в социуме, то, как минимум, найти себя в безумном мире.

В двадцать два года он возглавил в Лос-Анджелесе танцкомпанию своего педагога, знаменитого Лестера Хортона. Еще через пять лет дебютировал со скромной собственной труппой, и его дебют как хореографа – «Оплакивание утра» и «По заветам святого Франциска» – заметили. Эйли не страдал манией величия и постоянно брал уроки у корифеев американского танца: Марты Грэхэм, Дорис Хэмфри, Чарлза Вейдмана, Анны Соколовой. Благо- даря чему и вылепил собственный стиль модерн-данса, в котором были основа классического балета, немного драмы и пластической импровизации, но главное – главное! – текучая кошачья пластика и вечная грусть фольклора афроамериканцев. Берущие за душу блюзы и спиричуэлсы негритянских общин на воскресных молитвах стали надежным корнем и сделали Эйли ни на кого не похожим.

Конечно, вектор развития Эйли получил от Лестера Хортона, учившего уважать любой танец любого народа. Но по-настоящему знаменитым он стал, только когда уехал «в Нью-Йорк, в Нью-Йорк» и создал там собственную труппу – Американский театр танца. Именно этот театр, с годами лишь прибавивший себе в название имя отца-основателя, приезжает сейчас на гастроли в Москву.

Немного классического балета, чуть-чуть драмы и пластической импровизации. Но главное – текучая кошачья пластика и вечная грусть фольклора афроамериканцев. Берущие за душу блюзы и спиричуэлсы негритянских общин на воскресных молитвах. Вот откуда черпает вдохновение Элвин Эйли

Гастроли, с одной стороны, – часть мирового турне, куда включены также Мариинка и театры из Норвегии и Германии. А с другой – часть большого проекта МАМТа – Международного фестиваля современного танца DanceInversion. Основной блок событий случится осенью. Зато американцам дано право его открывать, и почетное первое место в списке театров-легенд компания Элвина Эйли заняла по достоинству. Покажут две разных программы, почти по два с половиной часа каждая.

Громадная заслуга Эйли в том, что он не только создал собственный язык танца и собственную компанию – носительницу этого языка. Эйли смог в авторской труппе вырастить последователей. И не прогадал. Сегодня его труппа танцует уже без него, но в афише есть ставшие классикой спектакли самого Элвина («Ночное существо» и «Крик») и спектакли его учеников – вполне состоявшихся и самостоятельных. Это «Внутри» и «Охота» Роберта Баттла, «Любовные истории» Джудит Джеймисон, «Помазанник» Кристофера Хаггинса. Как дань особого уважения в обеих программах покажут легендарный Revelations («Откровения») Элвина Эйли, предваренный показом исторической хроники. Словом, спешите видеть классику американского модерн-данса из первых ног – прикоснетесь к ее основам.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко / 28 июня - 2 июля